Перевал Каратюрек (Кара-Тюрек)

Перевал Каратюрек (Кара-Тюрек) — перевал, с которого открывается красивый вид на гору Белуха, Катунский хребет, долину реки Аккем. Перевал доступен для выносливых людей, без опыта горных походов. Стоит пройти этим путем к Белухе, чтобы полюбоваться с высоты долиной реки Кучерлы, а на самом перевале, если повезет, то оказаться лицом к лицу с гордой красавицей Белухой! Если повезет — это потому, что только тем, кто хорошо себя вел весь год и думал правильные мысли (как в сказке про Санта Клауса!) открывает Белуха две свои вершины )) Смех смехом, но что-то в этом есть. Не всем удается увидеть высочайшую гору Сибири, она может прятаться в облаках.

Высота перевала 3060 м. Категория сложности - 1А, характер препятствий — осыпной.
На перевал поднимаются или со стороны Аккемского озера, от ГМС, или со стороны Кучерлинского озера, или от реки Кучерла.

Время прохождения перевала у разных людей разное. Через перевал идут и пешие туристы и конные группы. Пешком обычно проходят за два дня, на лошадях от Аккемского озера до Кучерлинского — за один день. Можно добраться на лошадях за один день и до Тюнгура через Каратюрек, но это значит рано встать, держать быстрый темп и прийти поздно ночью.

Горный Алтай : Перевал Каратюрек : Долина р. Аккем с перевалаГорный Алтай : Перевал Каратюрек : Вид на ущелье Ярлу с перевалаГорный Алтай : Перевал Каратюрек : Вид с перевала Каратюрек на Белуху

От Тюнгура к перевалу подъем более пологий, чем от Ак-Кема.
Путь к перевалу от Тюнгура по р. Кучерла:
От урочища Елань (на правом берегу Кучерлы) тропа поднимается и идет по возвышению вдоль Кучерлы, пересекает ручей, текущий к Кучерле. Затем спускается к реке и идет в перелеске вдоль реки. Когда тропа выходит из перелеска и начинается снова подъем, то скоро будет развилка — прямо пойдет тропа к Кучерлинскому озеру, а налево и вверх — тропа к перевалу Каратюрек. Таким образом мы не доходим до устья р. Куйлю, вблизи которого находится грот с наскальными рисунками.

Набор высоты довольно большой. По пути открывается вид, от которого захватывает дух и хочется стать птицей и парить над долиной Кучерлы! Если повернуться к реке, на противоположном берегу виден довольно большой поток, впадающий в Кучерлу — это р. Калагаш. Тропа идет дальше вверх. После крутого подъема начинается урочище Куйлю. Справа течет р. Куйлю. Дальше тропа идет мимо большой поляны с Салтарскими ключами (около ключа в землю воткнута табличка с названием). После поляны — подъем по лесу и выход к горелому лесу (здесь есть места, где ловит МТС). Перед подъемом на перевал, который выводит из урочища Куйлю есть место для стоянки.

Горный Алтай : Перевал Каратюрек : Скалы на хребте Кара-ТюрекПосле перевала начинается дорога вдоль хребта Кара-Тюрек, отделяющего Аккемскую долину от Кучерлинской. Здесь идет череда подъемов и траверс вдоль гребня. Второй подъем выводит к скалам, напоминающим ворота крепости. Место похоже на Замки Горных духов на Каракольских озерах. На спуске от этого места течет ручей, где можно набрать воду. После четвертого подъема тоже есть ручей. Последний пологий проход приводит к стоянке около Каменной избы. Это довольно большое плоскогорье высоко над р. Кучерла. Здесь можно заночевать, есть ручей до Каменной избы, но бывает он пересыхает, есть ручей выше Каменной избы. У Каменной избы часто дует очень сильный ветер.

После Каменной избы снова идет три подъема на плоскогорья-ступеньки. На второй ступеньке есть сотовая связь, за это она названа "Телефонной будкой". Дальше связи нет, даже на перевале Каратюрек. По второму плоскогорью протекает много ручьев, есть топкие участки, по которым проходит тропа. И вот, наконец-то, заканчивается всякая трава и начинается подъем к перевалу по черным камням. Не зря название Каратюрек переводится с алтайского как "чёрное сердце". Остаются одни чёрные камни. Подъем крутой. Тропу летом хорошо видно. Перевал уже близко, и важно вовремя свернуть налево на развилке, так как дорожка может повести выше по гребню.

Горный Алтай : Поход к горе Белуха : Перевал КаратюрекПеревал не является классическим "седлом", понижением в гребне. С перевала можно спускаться к Аккему, а можно, не доходя до перевала, пойти дальше вверх. Но летом, даже если поднялись выше, все равно увидите внизу площадку перевала и спуститесь к ней. А вот путешествуя зимой или весной, когда еще лежит снег, легко ошибиться и уйти или к скальным сбросам, или пройти выше перевала. На перевале стоит тур с палками, обвязанными белыми ленточками, небольшой каменный заборчик, огораживающий место, где можно поставить палатку и посмотреть закат и восход над Белухой. Рядом есть снежник, по нему здорово покататься и сфотографироваться.

Вниз к озеру Аккем ведет отчетливая тропа. Перепад высот от перевала к озеру Ак-Кем составляет 1 км. Тропа от Аккема к перевалу начинается у метеостанции, она круто поднимается к кедровому лесу, затем выходит из него к ручью Жеме, идет над ручьем по прижиму. Переходит ручей и идет от него направо. Затем начинается подъем серпантином по чёрным камням к перевалу.

Если идти со стороны Аккемского озера через перевал Каратюрек, то за перевалом тропа раздваивается — правая идет к Каменной избе и дальше в Тюнгур. Левая тропа уходит к реке Текелюшка и к Кедровой стоянке. Это симпатичное место среди кедров. После стоянки будет развилка — направо идет тропа вдоль р. Текелюшка к реке Кучерла, налево тропа идет к Кучерлинскому озеру. Тропа вдоль Текелюшки крутая, и надо быть очень осторожным, особенно если прошел дождь. В некоторых местах тропа идет по осыпи, потом над обрывом. По тропе ходят, чтобы сэкономить время. По левой тропе к Кучерлинскому озеру идут конные группы и также пешие туристы. Эта тропа пересекает плато Сарыбель. Сложности могут возникнуть, когда эта тропа входит в лес и там разветвляется.
Перепад высот от перевала Каратюрек до Кучерлинского озера — около 1300 метров.

Перевал Каратюрек (Кара-Тюрек) : Активные туры с посещением объекта:

Конно-водные
  1. К подножью Белухи и Вся Катунь  (15 дней, 93500 р., 6-12 чел.)

Конные
  2. Большой конный тур к Белухе  (11 дней, 89700/100000 р., 6-12 чел.)
  3. К подножью Белухи  (10 дней, 74500 р., 6-12 чел.)
  4. К подножью Белухи и Кучерлинскому озеру  (13 дней, 95000 р., 6-12 чел.)
  5. Белуха - Царица Сибири. Из Джазатора в Тюнгур  (13 дней, 105000 р., 6-12 чел.)

Пеше-водные
  6. К подножью Белухи в сопровождение вьючных коней и Вся Катунь  (16 дней, 119000 р., 6-12 чел.)

Пешеходные
  7. Поход к подножию Белухи  (11 дней, 48200 р., 12-0 чел.)
  8. Гора Белуха и Кучерлинские озера. Без рюкзаков  (12 дней, 69800 р., 6-16 чел.)
  9. Поход "Алтай. К подножию Белухи."  (12 дней, 56400 р., 6-22 чел.)
  10. К подножью Белухи в сопровождение вьючных коней  (10 дней, 65000 р., 6-12 чел.)
  11. Белуха - сердце Азии в сопровождении вьючных лошадей  (11 дней, 43600 р., 5-15 чел.)
  12. К подножью Белухи по местам Н. К. Рериха  (13 дней, 52000 р., 6-12 чел.)