Туризм и отдых на Алтае
  главная :: новости :: 3D-пано :: форум :: туры реклама на сайте  

Горный Алтай

Город Горно-Алтайск
Майминский район
Чойский район
Турочакский район
Чемальский район
Шебалинский район
Онгудайский район
Усть-Канский район
Усть-Коксинский район
Улаганский район
Кош-Агачский район

Алтайский край

Город Барнаул
Город Бийск
Алтайский район
Завьяловский район
Славгородский район
Чарышский район
Смоленский район
Тальменский район
Солонешенский район
Советский район
Бийский район
Быстроистокский район
Змеиногорский район
Курьинский район
Краснощековский район
Красногорский район

БЕЛОКУРИХА
Карта Белокурихи

Соленые озера Алтая
Рудный Алтай

Все районы Алтая


Карта Республики Алтай
Карта Горного Алтая

Турбазы, базы отдыха

в Алтайском крае
в низовьях Катуни
на озере Ая
у “Бирюзовой Катуни”
в районе Чемала
на Телецком озере
санатории Белокурихи
Усть-Сема - Семинский
за Семинским перевалом
в районе Усть-Коксы
соленые озера Алтая
потаенные уголки Алтая

Алтай : Активные туры

СОБЫТИЯ

Отчеты, дневники

3D-панорамы Алтая

Транспорт, доставка


Озера Горного Алтая

Айское (Ая)
Телецкое
Манжерокское
Каракольские
Мультинские
Шавлинские

Пещеры Горного Алтая

Талдинские
Денисова
Каминная
Музейная

Турфирмы, агентства

Новосибирск
Барнаул
Горно-Алтайск
Бийск
Москва
Санкт-Петербург
Омск
Екатеринбург
Томск
Новокузнецк
Красноярск
Чемальский район
Онгудайский район
Майминский район

Добавить турфирму


Справочная

Литература
Ссылки


Памятник Чоба-Баш

Административный район: Чемальский
Туристический район: Средняя Катунь

Памятник расположен в Чемальском районе Республики Алтай на правом берегу р. Чеба, правого притока р. Катунь. Находится к востоку от Чемальского тракта, примерно в 2,2 км от Ороктойского моста и в 16,3 км от Куюса, на высокой террасе. Это одиночное захоронение было исследовано в 2001 году и датировано поздним средневековьем (ХV-ХVII вв. н. э.)

Сверху погребение было покрыто дерном, под которым располагалась невысокая (10 см) овальная выкладка из скальных обломков. В неглубокой грунтовой яме находился сруб из деревянных жердей, сверху и снизу перекрытый полотнищами бересты. На берестяной подстилке были найдены останки взрослой женщины, а также многочисленный сопроводительный инвентарь: остатки сбруйных ремней с бронзовыми накладками в изголовье, железные стремена, одна серьга из бронзовой проволоки с каменной подвеской, «пуговицы» с бронзовыми круглыми шляпками и петлями, 11 стеклянных бусин, возле правой ноги железное кресало в кожаном чехле, кроме того, на пальце левой руки были надеты три бронзовых кольца, а с левой стороны от женщины найдено скопление 38 раковин каури и еще две ракушки пришиты к полоске сыромятной кожи.

Вообще в памятниках позднего средневековья украшения встречаются достаточно редко. Поэтому находки на Чоба-Баш вызвали большой интерес у ученых, и позволили в какой-то мере реконструировать женский костюм населения Средней Катуни позднего средневековья. Самое интересное, что есть несомненное сходство в наборе украшений и особенностей женского костюма позднего средневековья с костюмами алтайцев этнического времени (телеутов, теленгитов, алтай-кижи). Так, например, раковины каури использовались как декоративный элемент одежды алтайцев еще со скифских времен — в качестве подвесок и нашивных украшений. Название раковин каури у всех практически тюркоязычных народов означает — "змеиная голова" (елан пош — у сибирских татар, ужовка — у русских, и др.), так что возможно, что эта традиция использовать каури в качестве оберегов берет свои корни в среднеазитском культе змеи.

У разных этнических групп алтайцев раковины каури были непременным атрибутом девичьей прически – вплетались в многочисленные косички или в накосники (шнуры или косички, сплетенные из волос, которые вплетали в косы девушкам или женщинам; раковины каури вплетали в накосники или рядами нашивали на них). Во время свадебного обряда девушке расплетали косички и заплетали две косы, а часть раковин каури дарили гостям. По прическе замужней женщины можно было судить о ее статусе – несколько ярусов раковин каури нашивались на накосники, кроме того, их украшали подвесками из бисера, металла, золотыми, серебряными и бронзовыми кольцами. Таким образом, по большому скоплению раковин каури у женщины, найденной в Чоба-Баш, можно предположить, что у нее была сложная прическа из нескольких кос и большого количества накосников.

Традиция носить по нескольку колец на одном пальце бытовала у многих тюркоязычных народов Сибири, причем кольца носили как мужчины, так и женщины. Часто после свадебной церемонии девушки должны были носить не простые кольца, а перстни, что говорило об изменении социального статуса (у тувинок). Кроме того, кольцам из серебра приписывалась охранительная функция, усиленная нанесением определенного орнамента. У женщины из погребения Чоба-Баш три бронзовых кольца надеты на безымянный палец левой руки, одно из них надето на палец, обернутый кусочком материи.

Ученые предполагают, что костюм женщины, скорее всего выглядел следующим образом: погребенная была одета в платье или халат, вдоль разреза которого располагались бронзовые пуговицы с круглыми шляпками. К отворотам широкого отложного воротника платья были прицеплены подвески из стеклянных бус. К нижнему краю воротника на длинных петлях подвешивались цилиндрические матерчатые подвески из красной материи. Волосы женщины были заплетены в несколько кос, к которым сзади крепилось сложное украшение из накосника с нашитыми на него раковинами каури. В левом ухе женщины была серьга с подвеской, три кольца украшали безымянный палец левой руки. В голенище сапога, который не сохранился, было вложено железное кресало (курительная принадлежность).

Скорее всего, погребенная на Чоба-баш женщина относится к этнической группе телеутов или алтай-кижи.







Опубликовано: 19.10.2010

  © 2003-2017 Turistka.ru : при использовании материалов обязательна ссылка на источник    
  E-mail
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100