Памятник Чоба-Баш

Административный район: Чемальский
Туристический район: Средняя Катунь

Памятник расположен в Чемальском районе Республики Алтай на правом берегу р. Чеба, правого притока р. Катунь. Находится к востоку от Чемальского тракта, примерно в 2,2 км от Ороктойского моста и в 16,3 км от Куюса, на высокой террасе. Это одиночное захоронение было исследовано в 2001 году и датировано поздним средневековьем (ХV-ХVII вв. н. э.)

Сверху погребение было покрыто дерном, под которым располагалась невысокая (10 см) овальная выкладка из скальных обломков. В неглубокой грунтовой яме находился сруб из деревянных жердей, сверху и снизу перекрытый полотнищами бересты. На берестяной подстилке были найдены останки взрослой женщины, а также многочисленный сопроводительный инвентарь: остатки сбруйных ремней с бронзовыми накладками в изголовье, железные стремена, одна серьга из бронзовой проволоки с каменной подвеской, «пуговицы» с бронзовыми круглыми шляпками и петлями, 11 стеклянных бусин, возле правой ноги железное кресало в кожаном чехле, кроме того, на пальце левой руки были надеты три бронзовых кольца, а с левой стороны от женщины найдено скопление 38 раковин каури и еще две ракушки пришиты к полоске сыромятной кожи.

Вообще в памятниках позднего средневековья украшения встречаются достаточно редко. Поэтому находки на Чоба-Баш вызвали большой интерес у ученых, и позволили в какой-то мере реконструировать женский костюм населения Средней Катуни позднего средневековья. Самое интересное, что есть несомненное сходство в наборе украшений и особенностей женского костюма позднего средневековья с костюмами алтайцев этнического времени (телеутов, теленгитов, алтай-кижи). Так, например, раковины каури использовались как декоративный элемент одежды алтайцев еще со скифских времен — в качестве подвесок и нашивных украшений. Название раковин каури у всех практически тюркоязычных народов означает — "змеиная голова" (елан пош — у сибирских татар, ужовка — у русских, и др.), так что возможно, что эта традиция использовать каури в качестве оберегов берет свои корни в среднеазитском культе змеи.

У разных этнических групп алтайцев раковины каури были непременным атрибутом девичьей прически – вплетались в многочисленные косички или в накосники (шнуры или косички, сплетенные из волос, которые вплетали в косы девушкам или женщинам; раковины каури вплетали в накосники или рядами нашивали на них). Во время свадебного обряда девушке расплетали косички и заплетали две косы, а часть раковин каури дарили гостям. По прическе замужней женщины можно было судить о ее статусе – несколько ярусов раковин каури нашивались на накосники, кроме того, их украшали подвесками из бисера, металла, золотыми, серебряными и бронзовыми кольцами. Таким образом, по большому скоплению раковин каури у женщины, найденной в Чоба-Баш, можно предположить, что у нее была сложная прическа из нескольких кос и большого количества накосников.

Традиция носить по нескольку колец на одном пальце бытовала у многих тюркоязычных народов Сибири, причем кольца носили как мужчины, так и женщины. Часто после свадебной церемонии девушки должны были носить не простые кольца, а перстни, что говорило об изменении социального статуса (у тувинок). Кроме того, кольцам из серебра приписывалась охранительная функция, усиленная нанесением определенного орнамента. У женщины из погребения Чоба-Баш три бронзовых кольца надеты на безымянный палец левой руки, одно из них надето на палец, обернутый кусочком материи.

Ученые предполагают, что костюм женщины, скорее всего выглядел следующим образом: погребенная была одета в платье или халат, вдоль разреза которого располагались бронзовые пуговицы с круглыми шляпками. К отворотам широкого отложного воротника платья были прицеплены подвески из стеклянных бус. К нижнему краю воротника на длинных петлях подвешивались цилиндрические матерчатые подвески из красной материи. Волосы женщины были заплетены в несколько кос, к которым сзади крепилось сложное украшение из накосника с нашитыми на него раковинами каури. В левом ухе женщины была серьга с подвеской, три кольца украшали безымянный палец левой руки. В голенище сапога, который не сохранился, было вложено железное кресало (курительная принадлежность).

Скорее всего, погребенная на Чоба-баш женщина относится к этнической группе телеутов или алтай-кижи.







Опубликовано: 19.10.2010
5