Алтай > Новости

16.02.2011

Между Алтаем и соседними регионами растет конкуренция в сфере туризма

Министр туризма и предпринимательства Республики Алтай Евгений Ларин на пресс-конференции в Горно-Алтайске заявил, что «конкуренция в сфере въездного туризма между регионами юга Сибири усиливается». Стоит отметить, что пока лидерами по привлечению турпотока по-прежнему являются Республика Алтай и Алтайский край, но новые игроки — Кемеровская область, Хакасия и Тува — стремятся взять реванш и создать новую расстановку сил на рыночном поле. При этом иногда маркетинговая политика продвижения турпродукта принимает необычные формы.

Например, Кузбасс разрабатывает новый бренд, основанный на мифе о появлении в регионе «снежных людей, покинувших Алтай»: продвигаемая пиарщиками легенда тут же начала обрастать «очевидцами» и «живыми» подробностями, самая смешная из которых гласит, что снежные люди «съели всю черемшу» в Таштагольском районе; в районе появляются специализированные «йети-бары»; налажен выпуск сувениров; скоро появится музей йети. Что самое интересное, туристы с удовольствием включились в игру по поиску снежного человека, что принесло Кузбассу 15%-ное увеличение турпотока в Горную Шорию. В 2011 году ожидается турпоток в 350 тыс. человек.

Тува попробовала спозиционировать себя как «республику, которую посещает премьер-министр Путин»: визиты премьера широко освещались в СМИ, гиды республики с гордостью демонстрировали туристам горы, реки и пантовые лечебницы, где отдыхал премьер (невольно вспоминаются экскурсии советских времен «по ленинским местам»), фотографии Путина на рыбалке, на лошади а также на охоте (с ружьем и обнаженным торсом) обошли весь мир, но большого роста турпотока пока нет. Да и негде пока туристам с комфортом разместиться в Туве — во всей республике действует всего 13 турбаз на 219 мест. Нет дорог, нет удобств. Да и имидж у республики среди русскоязычных туристов за послеперестроечные годы изменился в худшую сторону (до перестройки Тува прекрасно снабжалась дефицитом, и многие русские приезжали сюда работать) — по ряду определенных причин. Сейчас даже геологи сюда не слишком стремятся, а учителя русского языка и вовсе перевелись в сельской местности — в результате поколение 90-х в «глубинке» Тувы плохо владеет русской речью. Но не будем сбрасывать Туву со счетов — благодаря неустроенности и отдаленности в ней сохранились прекрасная природа и необычная этнокультура (например, традиции горлового пения, состязания кочевников), которые привлекают сюда до 33 тыс. любителей экзотики в год. Похоже, что и администрация республики поняла необходимость делать акценты на своей самобытности, и в минувшем году более 30 млн. республиканских рублей были направлены на укрепление материально-технической базы. В результате наряду с другими проектами в 45 км от Кызыла был построен этнокультурный комплекс «Алдын-Булак»: 13 стилизованных юрт, четыре юрты класса «люкс», юрту-ресторан, семь традиционных юрт с тувинским убранством и семь чумов.

Хакасия — еще один регион, который может соперничать с Алтаем своими природно-познавательными ресурсами — здесь более 500 озер, в том числе известнейшие соленые озера, более 100 памятников природы и около 30 тыс. памятников древней истории и археологии. В республике действуют несколько горно-лыжных комплексов, и здесь также активно развивается этнотуризм.

У Кемеровской области, Хакасии и Тувы схожие проблемы: слабая транспортная инфраструктура, ярко выраженная сезонность, недолгий опыт продвижения турпродукта на рынке, а также нет такой масштабной федеральной поддержки, выраженной в солидных инвестициях, как у Алтая (на проекты туристско-рекреационного типа «Алтайская долина», «Манжерок», строительство железнодорожного полотна от Бийска до Горно-Алтайска, Чибитской ГЭС и др. выделяются миллиарды рублей). С другой стороны, такое распределение «финансового пирога» вынуждает турбизнес и администрацию этих регионов к нестандартным решениям, и многие из них могут оказаться весьма успешными.

В своей пресс-конференции Евгений Ларин призвал туроператоров Алтая к проведению «более активной маркетинговой политики», а также озвучил интересные цифры:

  • 87 % отдыхающих Горного Алтая — это жители Новосибирской, Томской, Кемеровской областей и Алтайского края;
  • в 2010 г. Горный Алтай посетили 1,4 млн. туристов, из которых 24% относятся к неорганизованным;
  • неорганизованные туристы принесли доход местным сельхозпроизводителям доход порядка 100 млн. руб.;
  • объем оказанных услуг составил более 1,7 млрд рублей; налоговые поступления от туристической отрасли исчисляются в 100 млн. руб.;
  • товарооборот республики в пик сезона вырастает в 2, 5 раза;
  • на реках Катунь и Бия примерно 250 рафтов задействованы в летнем сезоне, причем каждый третий турист участвует в организованных сплавах; всего в сезон сплавляются 350-400 тыс. туристов.
  • из 70 тыс. лошадей, имеющихся в республике, около 10 тыс. в летнее время арендуются для конных маршрутов.