Автопробегом по Горному Алтаю (часть 2)

Продолжение. Начало (26-27 мая 2006 г.)

28 мая 2006 (воскресенье)

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Долина реки Каракол13:15. Стартуем. Чайник что-то очень долго кипятился. Погода — просто супер, не то что вчера. Синее небо, белые облачка.

13:28. Шаткий мостик, выезжаем на дорогу. Решаем еще раз заехать к Денисовой пещере. Даже если там никого нет, теперь мы знаем, где искать человека по имени Гена. По пути останавливаемся поснимать долину, грех погоду-то терять.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Беседа с Геной возле Денисовой пещеры14:15. Еще разок пощелкали саму Денисову пещеру, так как в прошлый раз было уж сильно пасмурно. Поговорили с Геной. По пещерам он не сильно прикалывается, это вот Леха-Пещерный, это да-а…, но он сейчас вроде как в Барнауле какие-то экзамены сдает. Но кое-что и Гена рассказал, спасибо ему. Про клещей сказал, что он их за сезон десятками снимает, уже впившихся, и все пока ничего. У него, поди, иммунитет уже непробиваемый…

14:21. Приехали в Черный Ануй. Магазин закрыт, двинулись домой к Алексею. Очень приятно пообщались. Алексей показал свои фотографии озер, пару штук мы даже решили отсканировать. Сканер в этот раз отработал оперативней. Возвращаемся в Усть-Кан.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : На горизонте Усть-Кан15:12. Проезжаем село Усть-Мута. Мост через речку Техтень. Сухо, солнышко светит.

15:26. Проехали село Келей. Вокруг по склонам гор — одни лиственницы, другой растительности мало. Встречаются стада овец с легкой примесью коров. Под колесами хорошая гравийка, идем под 80 км/час. Проезжаем Келейский перевал с ленточками и питомником кедров у дороги.

15:37. Яконур. Мост через реку Емиген (Имегень). После Яконура пошел асфальт, появилась связь МТС. На горизонте Усть-Кан, за ним — снежные вершины в лучах солнца.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Гостиница Приют Бродяги в Усть-Кане15:50. Въезжаем в Канн-Оозы (Усть-Кан). В этот раз пообедали в кафе на первом этаже гостиницы «Приют Бродяги». Кафе работает с 9 до 24, кормят так себе. Аккуратненько исправляем единички на двоечки в командировочных удостоверениях и пропусках в погранзону, так как по какому-то недоразумению они оказались выписаны по 19 мая. Забегая вперед, заметим, что эта варварская подделка документов нам абсолютно не пригодилась. Никто и нигде у нас эти бумажки так и не спросил.

16:35. Тронулись от гостиницы. Заправка. +30 л. Километраж — 13016.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Лестница к Усть-Канской пещере16:50. На выезде из Усть-Кана слева от трассы в скальном массиве Белый Камень находится Усть-Канская пещера — объект археологических исследований. Вход в пещеру виден с дороги, к нему по горе идет лестница. Под горой расположена турбаза «Ойбок» — летние домики, веранда-столовая и большой аил, крытый корой — вроде как типичное татаро-монгольское жилище в прошлом. На базе никого нет, пофотографировали, едем дальше.

17:10. Асфальт кончился, связь МТС тоже. Село Кырлык. По селу проложен асфальт, дальше опять пошла гравийка. Мост через речку Ниж. Шиверта.

17:29. Перевал Кырлыкский. Пошел Усть-Коксинский район. Кроме лиственниц встречаются ели, берез нет совсем. Кое-где лежит не растаявший снег. Наконец-то я допер, что это за ящики у дороги на перевалах. Это песок.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Спусск с Кырлыкского перевала17:34. Мост через реку Еланда. Снежные вершины на горизонте. Красота!

17:46. Проехали село Сугаш. Староверы там, по-моему, живут. Пошел асфальт со свежими заплатками. Проехали КПП. Погранцы так и не вышли. Река Талда, мост. Что-то подзарядка к ноутбуку не идет. Преобразователь что-ли глючит? Надо бы в Усть-Коксе посмотреть… Да, как и во многих других аппаратах, у Ульяна есть такая штучка, которая называется «прикуриватель». Но мы от него не прикуриваем. Когда-то на заре УАЗостроения он, возможно, и служил по соответствующему назначению, но сейчас мы втыкаем в него преобразователь на 220 вольт и заряжаем оттуда все, что требует подзарядки. А всяких сущностей, этого требующих, у нас с собой в этот раз на редкость много…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Мост через реку Юстик18:04. Проехали село Абай, отвороты на Амур, мосты через речки Аюлу, Юстик и прочую мелочевку. Слева желтое поле, справа пашня, дальше по обоим бокам горы. Здесь встречаются березки. И вот уже справа несет свои воды река Кокса. Хороший асфальт, обалденные виды вокруг, только преобразователем приходится постоянно щелкать, он после выключения-включения работает какое-то время, а потом опять отпадает.

18:30. Проехали Синий Яр и Власьево. Рядом с селом какие-то строения в виде больших полубочек. Похоже на заброшенный мясокомбинат. Асфальт прервался, лезем на перевал Громотуха. Остановились пощелкать виды. Кокса далеко внизу, солнце сверху, все склоны покрыты смешанным лесом. Речки Большая и Малая Громотуха. После спуска с перевала снова пошел асфальт.

Горный Алтай : Усть-Кокса : Река Кокса перед въездом в райцентр18:40. Село Усть-Кокса. Останавливаться не стали, время поджимает. В селе есть СТО, АЗС на въезде и выезде, несколько небольших частных гостиниц, турбаза «Уймонский ковчег», в центре села — гостиница «Уймонская долина». На главной улице — штуки четыре «лежачих полицейских».

18:50. Мост через реку Баштала. Слева мелькнул аэропорт, справа — отвороты на Октябрьское и Верх-Уймон. Дорога прямая, как стрела, едем по Уймонской степи.

19:07. Перекресток Чендек — Нижний Уймон. АЗС. Пошла гравийка. Отворот на Полеводку. Справа и слева пашни. Небольшой безымянный перевальчик. Встречных очень мало. Справа Катунь.

19:24. Село Катанда. Началась территория Катунского заповедника. Справа виден ржавый паром через Катунь. Может, он летом еще и работает?..

Горный Алтай : Село Тюнгур : Мост через Катунь19:38. Село Тюнгур. В этот раз это конечная точка нашего маршрута на данном направлении. Проехали по подвесному мосту на правый берег Катуни. Заехали на турбазы «Высотник» и «Тюнгур», отдали обещанные экземпляры первого издания атласа автодорог. Кроме сторожей на базах никого не нашли. Какой-то дедок обстрелял нас в плане курева, попутно закатывая глаза и агитируя прямо завтра идти на конях на Кучерлинское озеро. Аккумулятор в ноутбуке сел окончательно, в моем фотоаппарате тоже. Щелкаю на фотоаппарат Ильи. Вернулись на левый берег. Поснимали Тюнгур и окрестности, благо, с погодой сегодня хорошо. Когда были у памятной доски Петру Сухову, заметили перелетающую через Катунь утку, по словам Командора — крякву. Утка летела низко-низко над водой, часто и шумно молотя крыльями «тыр-тыр-тыр-тыр-тыр…»

20:25. Тронулись от Тюнгура в обратный путь. «Теперь пока я не вырублюсь» — решительно молвит Командор. Через дорогу мелькают суслики. Проводок от генератора, который в Тюнгуре удалось вроде бы починить, опять отвалился. Ехать далеко, Командор предпринимает еще одну попытку ремонта. Похоже, разболтался пакетник, а где конкретно — не понятно, тестера у нас нет. Пока стоим на холостом ходу — работает, через некоторое время после старта опять где-то контакт отпадает. Хорошо хоть трасса эта у нас уже отснята…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Рядом с селом Тюнгур20:43. Проезжем Катанду. Дорога между мостами идет через лес. Красиво — ели, березы, лиственницы. Встречается несколько живописных мест, где справа крутые скалы, а слева крутой обрыв к Катуни.

21:10. Солнце, которое порой светит прямо в лицо, начинает потихоньку уходить за горы. Навстречу попадается уже вторая пассажирская «Газель» из Горно-Алтайска. Едет народ. Останавливаемся у отворота на село Чендек для очередной попытки электро-ремонта. У перекрестка вывеска со стрелкой в сторону Чендека гласит: «Паломник! Отдохни. Баня, домики, туры круглый год у Леонида Болгова, ул. Заречная, 10». Становится холодновато в Уймонской степи. В небе висит пара сине-розовых перистых облаков. Цвета вокруг становятся все более «рериховскими». Среди этого пейзажа аккуратная пешеходная зебра через трассу выглядит немного сюрреалистично…

21:58. Усть-Кокса. Прыгаем на «лежачих полицейских». СТО уже закрыто, в шиномонтаже на другом краю села электрика нету, а те, кто есть, в этом не разбираются. И вообще, сегодня день пограничника (вот, наверное, почему погранцов-то на КПП не было), и трезвого электрика не найти.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Вечер в Уймонской долине22:30. Над горами месяц молодой. Контакт как-то восстановлен, подключили комп и фотики. Обратный трек ложиться на карту аккуратненько метрах в двух от прямого. Антенна у нас торчит слева по ходу, так что все сходится. Остановились закинуть дрова в багажник, чтобы ночью не суетиться. Снаружи конкретно похолодало.

00:12. Усть-Кан. Заправка. Залили 27+40 литров в два бака. Километраж — 13389. Выбираем по картам подходящее место для ночевки, чтоб вода рядом была.

00:44. Отъехали от Усть-Кана. Петляем проселочными дорогами по холмам справа от трассы в поисках места возле воды. В зимники нам не надо, пьяные алтайцы нам тоже не нужны… «Стоп!» — говорит Илья, уткнувшись в светлый прямоугольник монитора — «Дальше болото.». «Да где тут болото?» — в свете фар ничего похожего на болото не видно. Командор выходит, и метрах в двадцати по курсу действительно под ногами начинает чавкать. Разворачиваемся, возвращаемся на трассу…

01:14. Еще один перспективный отворот случайно проскочили. «Назад НЕ ЕДЕМ, все!». Отлили бензину какому-то пьяному алтайцу на москвиче. Мужик еле сподобился отсосать его через шланг из бензобака, а потом долго, навязчиво и неразборчиво благодарил, прижимая руки к груди. Миновали село Ябоган. Свернули с трассы влево. Тут какая-то речка по нашей векторной карте значится и без болота. Вот она, в паре десятков метров должна быть. Вылезаем, и правда — вода рядом журчит. Ставим палатку, разводим костер, холодно, блин, пальцы дубеют. Готовим макароны по-флотски…

Отбой около 3:00. Ясной ночью были крупные близкие звезды. Над палаткой с громким звуком «фр-р-р-р-..» активно шмыгали какие-то летучие твари, наверное стрижи, на летучих мышей не похоже. И что им по ночам не спится?...


29 мая 2006 (понедельник)

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Утро на стоянкеПодъем в 9:15. Пасмурно, падают отдельные капли. Собираемся, пьем кофе, оглядываем окрестности при утреннем освещении — чахлые кустики, лиственницы вдоль ручья, с гордым названием «река». Здесь берет МТС и Билайн. Подходит полная женщина-алтайка из местных пастухов, проделавшая неблизкий путь, чтобы немного пообщаться. Дочка вот к ней из Горно-Алтайска недавно приезжала. Дивится на нашу газовую плитку с компактным баллончиком. Да, холодно, говорит, снег обещают, а в Кош-Агаче, говорит, и того круче, метель…

10:48. Старт. Выбираемся на трассу. Многочисленные мосты через речушки. Асфальт временами пропадает, с неба начинает капать активней. Поднимаемся на перевал Ябоганский с аварийными спусками, по словам Командора – самый грамотный перевал из всех, что он в этих краях видел.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Спуск с Ябоганского перевала11:10. Онгудайский район. Центральная часть Горного Алтая. Ну, какие у нас тут памятники природы значатся?

11:39. Село Кара-Кобы. По словам местных жителей, до источника, который предположительно входит в список памятников, — два километра на лошадях. «Предположительно», потому как никто толком ничего про памятники не знает, естественно. «Что для вас далеко, для нас — вот, рядом..».

11:47. Село Теньга. Сворачиваем в сторону села Озерное к Теньгинскому озеру. Проезжаем скотомогильник слева, табличка «Выпас скота запрещен» (вот он, потенциальный источник сибирской язвы). До Озерного идет хорошая гравийка. Сухо, но пасмурно, все небо затянуто, но облака высокие, даже за вершины гор не цепляют. Впереди идет Уазик-«бобик» и даже почти не пылит. В Озерном сворачиваем направо, на полевую дорогу к озеру. В селе есть даже улицы с названиями, но все дороги сильно разбиты.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Озеро Теньгинское12:22. Поснимали с разных ракурсов очередной памятник природы — озеро Теньгинское. Жаль, что солнца нет. Возвращаемся. У дороги тут и там мелькают суслики. Вылезаем на трассу в Теньге. АсфАльт.

12:59. Проехали село Шиба, мост через Туекту, вышли на Чуйский тракт, повернули направо в направлении Кош-Агача. Справа растянулось село Туекта.

13:08. Проезжаем отворот вправо на Бичикту-Боом, потом села Каракол и Курота, мосты через притоки реки Урсул, что мелькает справа по курсу у подножия горных склонов, наполовину покрытых лесом. Где-то в этом месте на правом берегу Урсула есть известный комплекс древних наскальных рисунков-петроглифов и еще одна достопримечательность — Туектинские царские курганы. Но в этот раз мы туда не заглянем.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Село Онгудай13:18. Миновали село Шашикман. Кое-где ремонтируют дорогу, встречаются объезды. Въезжаем в село Онгудай — райцентр Онгудайского района Республики Алтай. Село довольно большое, есть двух- и трехэтажные строения. Расположено в основном на правом берегу Урсула в долине реки Онгудайка.

13:24. Конец Онгудая. На выезде из села, слева от трассы — кафе с шоферским названием «Фара», сразу после моста через Урсул. Теперь мы едем по его правому берегу. Плотные тучи-облака, но дождя нет. Красный треугольник ползет по монитору, оставляя за собой оцифрованный трек. «Кафе, АЗС…» — голосом наговаривает Илья в микрофон, когда не успевает записывать описания точек на карте. Сама трасса М-52 у нас, конечно, есть во всех подробностях, но некоторые избранные объекты имеют свойство плодиться и даже мигрировать с течением времени, а нам нужна актуальная информация.

13:27. Село Улита. Мост через почти одноименную реку Улюта. Справа у трассы кафе «Придорожное».

13:40. Урсул ушел от Чуйского тракта своей дорогой влево. Едем вдоль реки Малый Ильгумень. Проскочили село Хабаровка. Начинается подъем на перевал Чике-Таман. Перед началом подъема есть стоянка, место отдыха, несколько домиков.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Спуск с перевала Чике-Таман13:50. Ну, вот мы и на перевале. Командор довольно отмечает, что на старом движке он залезал сюда только на первой пониженной передаче, а сейчас на третьей спокойно. На перевале мужик торгует алтайским медом и сувенирами. Илья прикупил у него приятную курительную трубку из можжевельника. В начале спуска еще раз останавливаемся, чтобы пощелкать виды. Кое-где видна старая дорога. Говорят, на старый Чике-Таман водители Камазов поднимались с открытыми дверями кабины, чтобы в случае чего, хоть самому живым остаться, и сигналили непрерывно, так как разъехаться можно было только по карманам.

14:25. Спуск с перевала более пологий и длинный. Проехали село Купчегень, вдоль реки Большой Ильгумень, и вот уже справа скалы, а слева шумит Катунь.

14:34. Село Малый Яломан. Начались знаменитые Катунские террасы, которые тоже имеют статус памятника природы Республики Алтай.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Старый мост в селе Иня14:40. Село Иня. Новый мост через Катунь слева и, можно даже сказать, «сверху» от старого моста. В селе проходит какое-то спортивное мероприятие — игра в волейбол при приличном скоплении зрителей на трибунах. Катунь теперь справа, слева местами отвесные скалы.

14:51. Проехали отворот вправо на село Инегень. Катунь течет оттуда, а тракт теперь идет вдоль Чуи. Останавливаемся пообедать в кафе «Чуй-Оозы». На втором этаже кафе есть что-то типа мини-гостиницы, которая сейчас не работает. В лавке при кафе купили очередную книжку барнаульского издательства «Пять плюс» про достопримечательности Горного Алтая — так, для полноты коллекции. Подписано в печать год назад, тираж 3000 экземпляров. Интересное это издательство «Пять плюс» — год из года выпускает небольшие брошюрки-путеводители по Горному Алтаю, вроде бы и разные, но с большой долей дублирующейся информации. Может оно и нормально так, только мелкие косяки-ошибки порой наследуются от издания к изданию.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Чуйский тракт за селом Иня16:12. Поехали дальше. Перед стартом поизучали весь имеющийся картографический материал, как бумажный, так и электронный, на предмет доступности памятников природы Улаганского района, в частности — озер Улаганского плато. По последним полученным данным, в Кош-Агаче снег с метелью. После недолгого взвешивания всех обстоятельств, принято мужественное решение двигаться дальше. Как минимум, до Акташа, а там посмотрим. Я поменял флэшку в фотоаппарате.

16:45. Миновали село Иодро. Поснимали очередной памятник природы — скальный массив Белый Бом. Тракт идет между Чуей и горами, пересекая по мостам многочисленные правые притоки Чуи, на некоторых из которых встречаются живописные водопады, которые можно фотографировать прямо с дороги, что мы и делаем.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Белый Бом17:27. Въехали в Улаганский район. Накрапывает дождик, на горах местами снег. Проезжаем село Чибит. Перед селом справа от трассы есть турбаза «Надежда», но с дороги ее не видно и указателя что-то тоже не заметили. На выезде из села слева у дороги есть гостиница «Как дома», указатель есть.

17:31. Село Акташ. Заправка на въезде. Заливаем 27 литров в резервный бак. Километраж — 13706. Заезжаем на СТО, подкачиваем колеса. Билайн есть, МТСа нет.

17:48. В Кош-Агач решаем не ехать. В Акташе уходим с Чуйского тракта влево и вверх в сторону Улагана. Там, за Красными воротами, есть куча живописных горных озер, штук пять из которых имеют статус памятников природы Республики Алтай, да и сами Красные ворота этот статус тоже гордо имеют.

17:53. Красные ворота проезжаем не останавливаясь, так как отсняли ранее, в прошлом году, фотоаппаратом щелкаю на ходу. Асфальт то обрывается, то снова появляется, дорога идет сильно на подъем, пересекая по мостикам реку Чибитку. По GPS-у высота уже около 1700. Весь подъем на перевал — около 25 километров. Командор говорит, что, мол, ну вот, весь Улаганский район где-то на такой высоте и расположен, ну, долина Чулышмана ниже, конечно…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Дорога вдоль Чибитки18:03. Поснимали озеро Чейбеккель (Мертвое озеро). Половина озера подо льдом. После озера пошел участок асфальта со свежими прямоугольными ямами под заплатки. Дождик переходит в мелкий снег. Набираем высоту дальше.

18:15. Вылезли на 2000 метров. Вот оно, Улаганское плато! Вокруг «полу-лесо-тундровая» растительность, какие-то лишайники, красно-желтые кустарники, местами снег, зелени почти нет, ну, только сосны с кедрами по склонам, лиственницы — и те пока голые стоят. А через какой-то месяц здесь все изменится до неузнаваемости, настанет короткое высокогорное лето...

18:28. Фотографируем озеро Узун-Кель. Отсюда и дальше идет асфальт, предположительно до самого Улагана, но в этот раз мы туда не поедем. Холодно, на озере лед, пасмурно, дальние горы в тумане, но все равно красиво. На высоком берегу озера слева от дороги домики летней турбазы «Узун-Кол». К другим озерам по грунтовым колеям решаем не соваться, там есть шанс сесть всерьез и надолго. Трогаемся в обратный путь.

19:00. На обратном пути останавливаемся-таки пощелкать Красные ворота. Тут ловится 3-4 спутника.

19:26. В Акташе заехали в кафе «В добрый путь», приняли пищу. У кафе пьяные алтайцы на «москвиче» попытались завязать общение с последующим выяснением отношений, так как с другими развлечениями здесь напряженка, но мы им особо навстречу не пошли, повода не дали, а изначального энтузиазма у них, похоже, не много было, так что с шутками-прибаутками поехали дальше.

19:30. Все та же заправка на границе села. +38 литров, под завязку. Километраж — 13760. Командор хочет сразу рвать до Усть-Семы, а там смотреть по состоянию. Беглый анализ списка памятников природы Шебалинскго района показал, что большинство неохваченных озер расположены на высоте под 2000, и там очевидно тоже сейчас снег и лед, а интересующие нас пещеры самостоятельно хрен найдешь, так как кроме названия и примерного местоположения у нас информации нет, даже GPS-координат, а по тем, что не так труднодоступны, информация уже собрана раньше. Так что, поехали! И тут Командор говорит, что или он подгоняется, или левое заднее колесо все-таки спускает, а дорога дальняя, не дай Бог… Возвращаемся на СТО.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Шиномонтаж в Акташе19:33. СТО. «Ну вот. Он мне два очка сюда качал, а показывает полтора. Надо что-то делать.» Пока колесо перебортовывалось, мне удалось воочию пронаблюдать весь процесс шиномонтажа, узнать, что корейский резиновый клей — классная штука, что цилиндрические цистерны на той стороне тракта — это аэродром, что погранчасть находится через улицу от СТО, что говорят, что Акташский погранотряд снимать собираются, и народ тут волнуется по этому поводу, тут же половина населения на это дело так или иначе завязана, на государственный уровень проблема вышла… Итого — 150 рублей за все удовольствие, включая балансировку.

20:18. Поехали. Этот кусок гвоздя в покрышку мы, наверное, еще в Озерном поймали, когда мимо всяких свалок и скотомогильников проезжали… А внизу в Акташе, кстати, заметно теплее, чем в горах…

21:03. На обратном пути, не доезжая Белого Бома есть место — поворот, справа скала, слева крутой обрыв. Командор рассказывает, что очень много аварий тут было, причем все с летальным исходом. До Новосибирска по атласам около 740 километров, но это же до главпочтамта, а Академ-то километров на 25 ближе…

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : В обратный путь22:08. Небо очищается, остаются отдельные облака. Прямо по курсу над горами — серп молодого месяца. Перед Купчегенем у обочины перебортовывается Камаз. Вот так и мы бы встали ночью по холодрыге, если бы не…

22:37. На Чике-Таман поднялись уверенно на третьей передаче. Спускаемся. Командор говорит, что его прикалывают дорожные знаки с зиг-загами в данном конкретном контексте. Можно было бы на всю дорогу один такой знак поставить. А вообще, горные дороги прилично выматывают, впереди еще Семинский, он попроще, но тоже затяжной, сука, километров 16 подъем, и спуск потом еще 11. До Усть-Семы еще сотня километров…

23:10. Прошли Онгудай, скоро Туекта. Встречные тут не всегда на ближний свет переключаются, пару раз моргнуть приходится. Командор рассказывает о том, что в Онгудайском районе около 17000 гектаров пахотных земель, и население — тоже где-то 17 тысяч, и о том, какие отсюда следуют выводы. Зерно для маралов возят из Бийска, они больше ничего не едят, выпасов для скота нет, горы… Короче, придется им здесь туризм развивать, деваться-то некуда.

23:51. Семинский перевал. На подъеме дорогу перебежала косуля, и Командор в очередной раз посетовал на отсутствие ствола, а тут еще в начале спуска — лиса, близко-близко! Я у него спрашиваю, ну, а если бы был с собой ствол, ты что, вылез бы и стрелять начал? «А что?» — говорит. Ну да, верю. Он бы начал. Когда он рассказывает о том, как надо шкуру с козлов обдирать, и о том, что правильно приготовленное мясо уже абсолютно не воняет, у него глаза светятся… Пошел Шебалинский район.

00:42. Двигатель периодически чихает. Карбюратор, что-ли?.. Это Ульян устал, выдает микропредупреждение. Рядом с Усть-Семой встанем на ночевку…

01:28. Пару раз на подъемах останавливались, почти заглохнув. Как-то тянет, но рывками… Подъезжаем к Усть-Семе.

01:33. Все, стоп машина. Бермудский треугольник, здесь сухо и очень тепло, по сравнению с местами, где мы были всего несколько часов назад. Быстренько ставим палатку, костер не разводим, хорошая штука – газовая плитка, ужинаем, по сто грамм, и отбой в 02:40.


30 мая 2006 (вторник)

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Чуйский тракт в районе Усть-Семы09:50. Подъем, кофе, сборы. Вокруг — благодать! Солнечно, тепло, почти лето, синее небо, облаков почти нет. «Ульян механика ждет...» — нежно с улыбкой произносит Командор, сидя у газовой плитки и глядя в круглые глаза верного коня, который устало стоит, растопырив жабры дверей, как морской бычок...

10:43. Тронулись, выезжаем на трассу. Карбюратор капризничает. А на холостых, сука, работает… Крепнет подозрение, что все дело в бензине, который мы в Акташе под завязку залили. Заправляемся в Усть-Семе (+ 27 л).

11:13. Прошли село Усть-Муны, Известковый. Вот уже Манжерок, поворот на Озерное. На спуске с горы — здание с красной крышей и вывеской «Телефон. Интернет». По нынешним временам тут с этим проблем уже нет. Везде «телефон-интернет» и даже банкоматы понаставили.

11:25. Дорога между деревьев перед Соузгой. Вот он, Айский мост, который готовится к летнему наплыву отдыхающих. Сейчас тут пока тихо и свободно, даже рекламные щиты еще не все заняты, а в разгар летнего сезона здесь бывают самые настоящие часовые пробки, прям как в Новосибирске на Красном проспекте. Проезжаем села Рыбалка, Дубровка, вот он Аэропорт, который, говорят, уже почти восстановили после перестроечных времен, и скоро он даже начнет принимать регулярные рейсы.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Село Майма (налево - в Горно-Алтайск)11:41. В Майме многие дома утыканы спутниковыми тарелками. Встали возле развилки на Горно-Алтайск. Купили очиститель для карбюратора. Сомнений в том, что во всем виноват гребаный акташский бензин, не осталось. Возможно, его наливали в емкость, где раньше солярка была, или еще как. Поэтому мы до Усть-Семы и «дергались, как свиньи на веревке» (© Командор). Другая машина встала бы колом, не говоря про иномарки, но это Ульян! Ну что ж, горы кончились. Отцепили передний мост, едем дальше.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : КПП перед Маймой11:57. КПП за Маймой. Тормозят. Показывают фотку с какой-то репой хулиганской: «Такого не видели?». Опять ловят кого-то. Вдоль всего тракта стоят рекламные щиты с МТС-овскими яйцами. Когда мы уезжали из Н-ска, этот «ребрендинг» только зарождался. Возле мостика через речку Земляная за Маймой мужик из Усть-Кана стабильно продает настоящий алтайский мед. А ведь это вот тоже своего рода «бренд». Многие из моих знакомых мед на обратном пути именно здесь покупают. Я сам пару раз брал, и все пучком, чего нельзя сказать, к примеру, про базарчик в Сростках. Там уж как повезет. Эх, не спалить бы точку этим отчетиком. Ну, да ладно. Пересекаем границу Республики Алтай. Проезжаем деревушку с романтическим названием «Долина Свободы»…

12:52. Бийск. За Бийском кладут новый асфальт. Идем под 100 км,час по М-52. До Новосибирска — 314.

13:44. Наконец-то дожгли бак с плохим бензином. На полном ходу по трассе это дается значительно легче, чем по горам.

14:29. На заправке сливается бензовоз. Проезжаем. Заправляемся на следующей. 13,20 р/литр. Вот интересное явление, почему от Новосибирска к Алтаю цены на бензин не растут, а даже слегка уменьшаются? Его же сюда еще доставить надо, транспортные расходы ведь… Не понятно. Проехали развилку на Барнаул.

Автопробег по Горному Алтаю (май 2006) : Трасса Бийск - Новосибирск16:13. Пообедали в Тальменке все в том же кафе «Транзит». Поехали дальше. Командор подустал уже баранку крутить. На УАЗике усилие 35 кг требуется, чтобы руль повернуть. Это на месте, на ходу — где-то 20, зависит от скорости. А гидроусилители сейчас на УАЗики ставить начали, но только на «козлов», на буханки «Беларусь» штук 10 сделала, и на этом заглохло. Но для Ульяна шурушки от ГАЗ-66 подходят...

16:27. Новосибирская область. Би-би-и-и, здравствуй, типа, край родимый. Оказывается, по новым правилам, которые уже 3 месяца как действуют, вне населенных пунктов фары днем должны быть включены на ближний свет. А я и не знал. А в Швейцарии и Финляндии, говорят, вообще машины так делают: завел — сразу горят и все.

17:40. Бердск

18:05. Все, мы дома, конец пути. Километраж — 14560



Для справки (Яндекс.словари):
Командор (от франц. commandeur), 1) одно из высших званий в средневековых рыцарских и религиозных орденах. 2) Одна из высших степеней в иерархии масонских лож (см. Масонство).
Командор, древняя порода венгерских овчарок. Происхождение точно не установлено. По внешнему виду и характеру шёрстного покрова К. близок к европейским овчаркам. Высота в холке кобелей 65-80.


Обсудить на форуме


San (TURISTKA.RU)
Россия, г. Новосибирск



Опубликовано: 08.07.2007
Текст: TURISTKA.RU