Туризм и отдых на Алтае
  главная :: новости :: 3D-пано :: форум :: туры реклама на сайте  

Горный Алтай

Город Горно-Алтайск
Майминский район
Чойский район
Турочакский район
Чемальский район
Шебалинский район
Онгудайский район
Усть-Канский район
Усть-Коксинский район
Улаганский район
Кош-Агачский район

Алтайский край

Город Барнаул
Город Бийск
Алтайский район
Завьяловский район
Славгородский район
Чарышский район
Смоленский район
Тальменский район
Солонешенский район
Советский район
Бийский район
Быстроистокский район
Змеиногорский район
Курьинский район
Краснощековский район
Красногорский район

БЕЛОКУРИХА
Карта Белокурихи

Соленые озера Алтая
Рудный Алтай

Все районы Алтая


Карта Республики Алтай
Карта Горного Алтая

Турбазы, базы отдыха

в Алтайском крае
Соузга - Манжерок - Усть-Сема
на озере Ая
у “Бирюзовой Катуни”
в районе Чемала
на Телецком озере
санатории Белокурихи
Усть-Сема - Семинский
за Семинским перевалом
в районе Усть-Коксы
соленые озера Алтая
потаенные уголки Алтая

Алтай : Активные туры

СОБЫТИЯ

Отчеты, дневники

3D-панорамы Алтая

Транспорт, доставка


Озера Горного Алтая

Айское (Ая)
Телецкое
Манжерокское
Каракольские
Мультинские
Шавлинские

Пещеры Горного Алтая

Талдинские
Денисова
Каминная
Музейная

Турфирмы, агентства

Новосибирск
Барнаул
Горно-Алтайск
Бийск
Москва
Санкт-Петербург
Омск
Томск
Новокузнецк
Красноярск
Чемальский район
Онгудайский район
Майминский район
Шебалинский район

Добавить турфирму


Справочная

Литература
Ссылки


Алтай > Отчеты и дневники

Язула, кордон, август 2014 г.

Маршрут
Маршрут состоял из 2-х основных участков:
Академгородок — Акташ (ночевка) — Язула. Обратно тоже с ночевкой в Акташе.
В колонне две машины — MITSUBISI PAJERO IV и MITSUBISHI DELICA. Группа — 6 человек.
Временная шкала по дороге в Язулу при крейсерской скорости примерно следующая:
7:00 — выезд из Академа
9:00 — Тальменка, короткая остановка
12:05 — Сростки, остановка на обед 35 минут
15:30 — Семинский перевал
16:30 — Чике-Таман
18:30 — Акташ
Общее время в пути — 11 час 30 мин.
Следующий день:
8:30 — выезд из Акташа
9:40 — Улаган
10:30 — Саратан
12:30 — вершина перевала Ажу
13:15 — Язула
13:45 — кордон
Общее время в пути — 5 час 15 мин., расстояние — примерно 160 км.

Дорога
На перегоне Акташ — Язула дорога вполне приличная, в основном гравий, но местами на легковушке будет проехать проблематично. Несколько перевалов, из которых самый примечательный, конечно, перевал Ажу. Ну о-о-очень страшно!

Протяженность перевала примерно 40 км, за Саратаном есть указатель «Язула, 40», видимо оттуда он и начинается. Высота примерно 2200, вершина перевала в 16 километрах от Чулышмана. На спуске к Язуле самые страшные последние 7 километров, они же самые страшные и на подъеме обратно. После обильных дождей я бы туда поехать не рискнул… И еще, там мало где можно разъехаться со встречным транспортом. Нам, к счастью, разъезжаться не пришлось.

Дорог от Язулы до кордона две. По одной — через Язулу — мы ехали туда сами. Там, как минимум, два сложных места. Одно недалеко от деревни: просто болотина с большими валунами (опять же не для легковушек). Второе — брод через реку Кулаш перед самым кордоном. Вторая дорога от кордона идет почти вдоль берега Чулышмана, там нет болотистых мест, очень живописные места, сама дорога напоминает по структуре перевал. Она длиннее чем дорога через Язулу и выходит к деревне в районе школы. По ней нас проводил от кордона до моста через реку Сергей на своем мотоцикле.

Окрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река Чулышман : Чертов мостОкрестности Язулы : кордон Алтайского заповедника : река Чулышман

Окрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река Чулышман

Стоянка
Доехав до переправы через Кулаш на кордон, мы остановились.

Окрестности Язулы : кордон Алтайского заповедника: река Чулышман

Я перешел на другой берег, навстречу вышел Сергей. Простой, приветливый парень. На вопрос «не будет ли у нас проблем с посещением заповедника без разрешительных документов» ответил: «Разберемся…». Он нас и проводил к месту будущей стоянки. Справа, в объезд территории кордона, идет дорога к берегу Чулышмана. Примерно километра 3. Съехать к самому берегу невозможно. От него отделяет достаточно крутой склон, длина спуска около 10 метров. Поэтому машины оставили на верху, а к реке спустились пешком и перенесли весь скарб для лагеря. Прямо у берега — шикарная большая поляна, окруженная величественными лиственницами, отличный подход к воде. Сразу видно, что мы на этой поляне далеко не первые. Не в плане, что мусор (там очень чисто): притоптана трава, оборудовано место для костра с бревнами вокруг, на берегу простенькая банька — четыре вертикально вкопанных столбика, обтянутые плотной
почти прозрачной пленкой, внутри — каменка с топкой, выложенная из прибрежных булыжников.

Первую ночь рядом с нами стояла группа сплавщиков — сумасшедшие люди! Река там кое-где страшная, с порогами, ступенями и бурными потоками по узким местам ущелья, особенно в районе Чертова моста.

Окрестности Язулы : кордон : стоянкаОкрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река Чулышман

Установили лагерь. В гости приехал Сергей. Кстати, вспомнив некоторые упоминания в сети, мы заранее купили ему в подарок добрый шмат отличного сала и грудинки, чему он был очень рад, а также с удовольствием принял пакет обыкновенных жареных семечек. С тех пор Сергей бывал у нас каждый день. (Для тех, кто не знает — Сергей не пьет!)

Говорили о многом, и, конечно же, об Украине. Его брат, оказывается, воюет в Ополчении. Не буду приводить здесь содержимое всех наши бесед, часть из которых была о достаточно интимных вещах. Скажу только, что с Сергеем можно говорить на любые темы, он прекрасный собеседник и, кроме того, поведал нам много интересного о местных краях.
Кстати, он собирается в конце сентября приехать в Новосибирск на своем мотоцикле. Мы обменялись телефонами, надеемся увидеться с ним в Академгородке.

Природа, река, рыбалка
Описывать красоты природы в этих местах — просто марать бумагу. Это надо видеть самому! Можно глянуть на некоторые снимки, приложенные к данному отчету, чтобы примерно представить…
Меня поразило, например, насколько плотно укрыт лиственным ковром южный берег реки. Такой плотности деревьев я не видел ни в одном месте Алтая, где я бывал, а бывал я много где.
Ночное черное небо усыпано миллиардами ярчайших звезд, так, что оно казалось белым…

В месте нашей стоянки ширина реки около 50-ти метров. Вода до того прозрачная и чистая, что можно отчетливо видеть дно на глубине 5-6 метров. Кроме того, достаточно теплая, можно легко окунуться и получить наслаждение от водных процедур. Перемещаться по берегу вдоль реки имеет смысл только вниз по течению, поднимаясь вверх, найти спуск к реке почти невозможно.

С погодой нам просто повезло. Дождь был только один раз за время нашей 5-ти дневной стоянки, достаточно сильный, но не продолжительный. Все остальное время — солнечно, ясно, температура около 25-ти. Ночи, как и положено для таких мест (1700 м над уровнем моря), прохладные. Однажды утром плато над рекой было полностью покрыто инеем — значит ночью было около 0.

Рыбалка была не самая лучшая, но и этого было достаточно, чтобы поесть хариуса и соленым, и в ухе, и жаренным, и даже привезти с собой домой. Я думаю, причина в том, что хариус здесь очень сытый и ленивый, так как над рекой кружится слой мух толщиной чуть-ли не в сантиметр. Зато он здесь очень жирный и вкусный!

Окрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река ЧулышманОкрестности Язулы : кордон : река Чулышман

Ретранслятор
По дороге обратно мы остановились в Акташе на две ночи. Кстати, если вы хотите провести здесь пару ночей комфортно, рекомендую гостиничный комплекс «Расул». Это прямо на въезде в Акташ. Все удобства, рядом столовая, заправка. В главном корпусе есть полностью оборудованная кухня. Имеется и неплохая банька. Заказывать номера лучше за несколько дней, так как место очень популярное, в том числе и среди иностранных туристов.

Про ретранслятор в Акташе мы знали давно, но все никак не могли туда добраться. Дорога туда не самая лучшая, да и расположен он на высоте 3080 метров над уровнем моря. Поэтому там может лежать снег даже в июле. Но нам с погодой явно везло. Сразу за Акташом — перед указателем на Улаган, сверток направо. И там начинается веселая дорожка: камни, ямы и прочие «приятные» вещи. И так до самого рудника, который сам по себе представляет очень необычное зрелище — горы отвалов, полуразрушенные корпуса завода и другие следы былой деятельности. Согласно Wikipedia, «До настоящего времени ГУП «Акташское горно-металлургическое предприятие» является единственным в России предприятием по производству металлической ртути.». Но мы там не заметили следов какой-либо жизни, кроме сторожа, который берет 100 руб за подъем шлагбаума.

Окрестности Акташе : заброшенный рудникАкташ : дорога к ретранслятору за рудникомАкташ : ретранслятор : вид на Северо-Чуйский хребет

После рудника начинается подъем к ретранслятору. Дорога не для слабонервных, реально страшно, адреналин вырабатывается ведрами… Далеко не каждая машинка осилит этот путь. Иногда кажется, что угол подъема 90 градусов, а с боку ущелье с вертикальной стеной, дна которого не видно. Все страхи с лихвой оправдываются видами, открывающимися с горы. Северо-Чуйский хребет как на ладони, за ним даже можно разглядеть Белуху, до которой по прямой около 100 км.

Полные ярких и незабываемых впечатлений мы возвращаемся в Акташ. А завтра — дорога домой.
Все хорошее, а особенно очень хорошее, кончается…

Акташ : ретранслятор : вид на Северо-Чуйский хребет

АВТОР: ИС



Опубликовано: 11.09.2014
Текст: IS

  © 2003-2017 Turistka.ru : при использовании материалов обязательна ссылка на источник    
  E-mail
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100