Туризм и отдых на Алтае
  главная :: новости :: 3D-пано :: форум :: туры реклама на сайте  

Горный Алтай

Город Горно-Алтайск
Майминский район
Чойский район
Турочакский район
Чемальский район
Шебалинский район
Онгудайский район
Усть-Канский район
Усть-Коксинский район
Улаганский район
Кош-Агачский район

Алтайский край

Город Барнаул
Город Бийск
Алтайский район
Завьяловский район
Славгородский район
Чарышский район
Смоленский район
Тальменский район
Солонешенский район
Советский район
Бийский район
Быстроистокский район
Змеиногорский район
Курьинский район
Краснощековский район
Красногорский район

БЕЛОКУРИХА
Карта Белокурихи

Соленые озера Алтая
Рудный Алтай

Все районы Алтая


Карта Республики Алтай
Карта Горного Алтая

Турбазы, базы отдыха

в Алтайском крае
в низовьях Катуни
на озере Ая
у “Бирюзовой Катуни”
в районе Чемала
на Телецком озере
санатории Белокурихи
Усть-Сема - Семинский
за Семинским перевалом
в районе Усть-Коксы
соленые озера Алтая
потаенные уголки Алтая

Алтай : Активные туры

СОБЫТИЯ

Отчеты, дневники

3D-панорамы Алтая

Транспорт, доставка


Озера Горного Алтая

Айское (Ая)
Телецкое
Манжерокское
Каракольские
Мультинские
Шавлинские

Пещеры Горного Алтая

Талдинские
Денисова
Каминная
Музейная

Турфирмы, агентства

Новосибирск
Барнаул
Горно-Алтайск
Бийск
Москва
Санкт-Петербург
Омск
Екатеринбург
Томск
Новокузнецк
Красноярск
Чемальский район
Онгудайский район

Добавить турфирму


Справочная

Литература
Ссылки


Чуйский тракт

Трасса М-52 - Чуйский тракт : Чуйский тракт в горах. Колонна бензовозов. Трасса М-52 - Чуйский тракт : Торговый караван на Чуйском тракте. 19 век. Горный Алтай: Чуйский тракт : Песчаные скалы : Чуйский тракт около Песчаных скал Чуйский тракт

  Чуйский тракт

«Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам».
Василий Шукшин

Одно только слово «Алтай» рождает в сознании людей множество разных и удивительных образов: снежные вершины и спокойные волны предгорий, свежесть альпийских лугов и пыльные степи, старинные легенды и вековые традиции. Алтай можно найти на карте за минуту, но вряд ли хватит всей жизни, чтобы познакомиться с каждым уголком этого волшебного места. Как же простому туристу, жаждущему открытия новых территорий, подступиться к этому таинственному краю? Ответ можно найти в городе Бийске возле музея Чуйского тракта. Именно здесь начинается главная автомагистраль, проходящая весь горный Алтай насквозь, от предгорий до границы с Монголией в поселке Ташанта.

Понять, почему Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира, можно только предприняв самостоятельное путешествие по легендарной дороге. В течение одного светового дня меняются пейзажи, и каждый раз, будь то зима или лето, в солнце или в дождь, утром или вечером, взору открываются удивительные красоты. Чуйский тракт покажет туристу знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью горной страны. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи.

На данный момент Чуйский тракт официально именуется трассой М-52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта), начинающейся от города Новосибирска, но исторический тракт берет начало в городе Бийск и имеет протяженность около 630 км. Современная автомагистраль хорошо асфальтирована и считается очень комфортной для многочисленных автомобилистов, ежегодно проезжающих по главной дороге Алтая.

Алтайский край : Город Бийск : Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки : Музей Чуйского трактаЧуйский тракт является одной из немногих дорог в мире, которой посвящен целый музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийске и структурно относится к краеведческому музею имени В. В. Бианки. Здесь можно увидеть зоологическую и ботаническую коллекции, а также множество интересных экспонатов, связанных с историей Чуйского тракта: рельефную карту местности, первые географические карты, петроглифы, колеса от повозок китайского и монгольского происхождения, модели первых автомобилей, чертежи дороги и нивелир В. Я. Шишкова, картины бийских художников. Посетив музей в начале пути, вы получите неплохое представление о Чуйском тракте в целом, но если решите наведаться туда уже после путешествия по тракту, то сможете увидеть в музее гораздо больше, так как многое уже будет вам вполне знакомо.

Дорога такого значения, концентрирующая вокруг себя огромную часть жизни Алтая, не могла не оставить своего следа в искусстве. С Чуйским трактом связана песня местного поэта Михаила Михеева о Кольке Снегиреве. По мотивам этой песни был снят кинофильм Александра Котта «Ехали два шофера». В 1964 году Василий Шукшин снял фильм «Живет такой парень», ведущей музыкальной композицией которого стала известная шоферская песня. К тому времени песня о Чуйском тракте и его водителях стала настолько популярной и слилась с народной культурой, что Шукшин даже не подозревал, что у слов песни есть конкретный автор.

Алтайской дороге Вячеслав Шишков посвятил свои очерки «По Чуйскому тракту», написанные им после изыскательной экспедиции по тракту. Шишков повествует о великолепии природы, алтайских селениях и быте местных жителей: «Небо голубое. В небе белым бисером гуси кружатся. Горы отдельными сопками обходят вас, ловко заходят в тыл и с боков, и вы чувствуете, что незаметно, с каждым шагом попадаете все крепче в сладкий плен Алтая. Алтай идет на вас.»

ИСТОРИЯ

Трасса М-52 - Чуйский тракт : Торговый караван на Чуйском тракте. 19 век.В китайских хрониках тысячелетней давности содержатся упоминания о Мунгальском тракте на месте современного Чуйского тракта. Вероятно, он был одним из северных ответвлений Великого шелкового пути, и вел торговые караваны в Монголию. Таким образом, путешественник, проезжающий по Чуйскому тракту, повторяет путь, по которому тысячелетия назад шли купеческие караваны, пешие и конные войска.

Освоение тракта началось в 1756 году после добровольного вхождения южных алтайцев в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских источниках встречаются с 1788 года, когда купцы достигли реки Чуя у Курайской степи. Торговля — двигатель прогресса: в скором времени начали устанавливаться прочные торговые отношения, а Чуйский путь расширяться. Но не смотря на это, до начала XX века тракт представлял собой опасную горную тропу, передвигаться по которой можно было лишь верхом, рискуя не только товаром, но и собственной жизнью.

Чуйский трактПроекты по строительству дороги рассматривались с 60-х годов XIX века, когда правительство заинтересовалось укреплением экономических и политических позиций в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Однако ни один из предложенных проектов так и не был реализован. Возможными причинами могли стать не только технические недостатки, но и расчет государства на финансирование строительства купечеством, которое оно не могло реализовать только своими силами. Предприниматели и сами пытались приспособить дорогу для более комфортной езды. К началу 90-х гг. более или менее безопасная дорога была уже на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача: убраны камни, расширена тропа, установлены деревянные настилы и каменные барьеры над кручами.

В 1901 году наконец началось строительство Чуйского тракта, и через два года был закончен участок дороги от Онгудая до Кош-Агача. В этот период к работе привлекалось местное коренное население, крестьяне из близлежащих деревень и сел, всего в это время в строительстве участвовало до 160 рабочих. Недостаток средств и стремление по максимуму удешевить работы привело к тому, что сооруженная дорога быстро разрушалась и приходила в негодность. На протяжении следующего десятка лет никаких ремонтных работ на дороге не проводилось, Чуйский тракт был фактически брошен на произвол судьбы, и к 1914 году снова оказался в плачевном состоянии.

Чуйский трактВ ведение Министерства путей сообщения Чуйский тракт был передан в 1911 году, было выделено 15 тыс. рублей на изыскательные работы 1913 года, когда была проведена съемка существовавшей дороги от Бийска до Кош-Агача. Однако для выбора направления будущего тракта и составления сметы строительства были необходимы масштабные изыскательные работы. И уже летом 1914 года в Горный Алтай прибыла экспедиция, которую возглавлял инженер ведомства путей сообщения и будущий писатель В. Я. Шишков. В задачи экспедиции входило изыскание лучшего и кратчайшего направления тракта. Под руководством Шишкова экспедиция прошла сотни километров. Его заслугой стала огромная работа по изучению этих мест, составление карт, создание проекта будущей трассы. Съемку мест исследователь проводил с безукоризненной четкостью, на картах сотни отметок о крутизне склонов, высоте перевалов, малейших изменениях рельефа местности. Дальнейшим изысканиям экспедиции помешала начавшаяся Первая мировая война, события революции и Гражданская война.

За период Первой империалистической и Гражданской войн дорога оказалась непригодной для использования: многие переходы, мосты, бомы были уничтожены, а части дороги завалены камнями. Новые работы по строительству тракта были начаты лишь в 1922 году, когда потребовалось укрепление политических и хозяйственных связей между Монгольской Народной Республикой и Советским Союзом. В этот год был построен мост через Чую около Кош-Агача. В 1923 году были построены три парома через Катунь, и тогда впервые пошли советские караваны с товарами в Монголию.

В 1929-1930 гг. началось строительство на всем протяжении правобережного направления тракта (по проекту В. Я. Шишкова). Тогда и велись масштабные ремонтно-дорожные работы, в которых было задействовано множество заключенных, вынужденных строить тракт в тяжелых природных и климатических условиях. Тридцатые годы XX века стали трагическими в истории тракта, ведь нечеловеческие условия труда погубили не одну сотню людей. Как бы то ни было, строительство шло стремительными темпами, и уже в январе 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию на всем протяжении от Бийска до Ташанты, но дорога все еще считалась опасной.

Дальнейшие работы велись в основном с целью расширения или улучшения полотна дороги. В 1938 году началась капитальная реконструкция тракта, в 1956-1957 гг. был отремонтирован участок дороги Усть-СемаШебалино, вступили в действие железобетонные мосты через Катунь, Бию, Ишу. Строительство одного из самых сложных участков дороги на перевале Чике-Таман было завершено только в 1984 году.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Алтай бережно хранит следы древних эпох, поэтому сюда регулярно отправляется множество научных экспедиций. По всему тракту, буквально рукой подать, до памятников археологии: многочисленные поселения и городища, ритуальные сооружения, погребальные комплексы, стелы, наскальные рисунки, — все это, в совокупности с уникальным природным ландшафтом, превращает путешествие по Чуйскому тракту в посещение музея под открытым небом.

К наиболее известным археологическим памятникам, расположенным близ Чуйского тракта, относятся Бичикту-Кая-Бом, урочище Калбак-Таш, Улалинская стоянка, Яломанское городище.

Урочище Калбак-Таш («плоский висячий камень») находится неподалеко от слияния Чуи и Катуни между селами Иня и Иодро. Петроглифический комплекс представлен четырьмя эпохами: древнетюркской, скифской, неолита, энеолита-бронзы, включающей самую многочисленную группу петроглифов. На плитах скальной возвышенности выбиты тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. Святилище действительно уникально: здесь выявлено 30 строк руинического письма, и это самое большое скопление рунического текста в России.

Горный Алтай : Онгудайский район : Яломанское городищеУлалинская стоянка — палеолитический памятник, обнаруженный академиком А. П. Окладниковым в 1961 году на территории юго-восточной городской окраины Горно-Алтайска. Стоянке не менее четверти миллиона лет — это древнейшая стоянка первобытного человека на территории Средней Азии.

У устья Большого Яломана находится Яломанское городище, существовавшее на территории нынешнего Онгудайского района Республики Алтай в VIII-XI вв. н.э. Поселение относится к эпохе раннего средневековья, существовало во время господства на территории Алтая тюркских племен и тюркской культуры.

Одним из самых богатых в археологическом отношении районов является Каракольская долина. Здесь находится «каракольская галерея» («Бичикту-Кая-Бом» — обрывистая каменная гора с надписями»), расположенная недалеко от села Бичикту-Бом, в 2 км от устья реки Каракол. Южный склон горы состоит из громоздящихся друг на друга плит, почти на каждой из которых есть рисунки, изображающие различные стороны бытовой жизни и религиозных представлений древних алтайцев, а также различных животных.


Дополнительная информация:



Чуйский тракт : Активные туры с посещением объекта:

    Автомобильные
  1. Перевал Ачык (Северо-Чуйский хребет)  (4 дня, 6000/8000 р., 3-8 чел.)

    Велосипедные
  2. Велотур по Чемальскому тракту «Самая туристическая дорога»  (4 дня, 17000/20000 р., 1-15 чел.)

    Комбинированные
  3. «Белуха - тропой Рериха» + рафтинг по р. Катунь  (11 дней, 25900/31900 р., 10-20 чел.)
  4. «Шавлинские озера + экскурсии»  (10 дней, 25900/29900 р., 10-20 чел.)
  5. Большой Алтай. 10 дней.  (10 дней, 30900/36500 р., 6-15 чел.)
  6. Южный Алтай и плато Укок.   (14 дней, 43000 р., 5-16 чел.)
  7. Активный тур на Алтай «Комбо» на велосипеде и рафте — новинка!  (7 дней, 30000/35000 р., 1-15 чел.)
  8. Джип тур Долина Чулышмана  (7 дней, 12500/14500 р., 3-8 чел.)

    Конно-водные
  9. Плато Укок + Рафтинг Ср. Катунь  (17 дней, 36900 р., 7-20 чел.)

    Конные
  10. К озеру Алахинское  (13 дней, 27700 р., 7-20 чел.)

    Пеше-водные
  11. К подножию Белухи + сплав по Катуни  (9 дней, 23550/25500 р., 3-15 чел.)

    Пешеходные
  12. К Шавлинским озерам  (9 дней, 18500/19900 р., 3-15 чел.)

    Экскурсионные
  13. Весна на Алтае. 7 дней.  (7 дней, 26900 р., 7-15 чел.)
  14. К Софийскому леднику  (3 дня, 9800 р., 10-20 чел.)
  15. Озеро Горных духов  (2 дня, 7500 р., 7-20 чел.)
  16. Плато Укок - Долина Чулышмана - Юг Телецкого  (10 дней, 20000/23000 р., 3-16 чел.)



Опубликовано: 26.12.2014
Обновлено: 14.10.2015
Текст: Дарья Скляр (TURISTKA.RU)

Чуйский тракт:

Достопримечательности

Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
Памятник Кольке Снегиреву
Скульптура "Пилигрим"

  © 2003-2017 Turistka.ru : при использовании материалов обязательна ссылка на источник    
  E-mail
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100