Чуйский тракт

«Красивая стремительная дорога, как след бича, стеганувшего по горам».
Василий Шукшин

Одно только слово «Алтай» рождает в сознании людей множество разных и удивительных образов: снежные вершины и спокойные волны предгорий, свежесть альпийских лугов и пыльные степи, старинные легенды и вековые традиции. Алтай можно найти на карте за минуту, но вряд ли хватит всей жизни, чтобы познакомиться с каждым уголком этого волшебного места. Как же простому туристу, жаждущему открытия новых территорий, подступиться к этому таинственному краю? Ответ можно найти в городе Бийске возле музея Чуйского тракта. Именно здесь начинается главная автомагистраль, проходящая весь горный Алтай насквозь, от предгорий до границы с Монголией в поселке Ташанта.

Понять, почему Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира, можно только предприняв самостоятельное путешествие по легендарной дороге. В течение одного светового дня меняются пейзажи, и каждый раз, будь то зима или лето, в солнце или в дождь, утром или вечером, взору открываются удивительные красоты. Чуйский тракт покажет туристу знаковые места Алтая, однако он и сам, в первую очередь, является главной достопримечательностью горной страны. Эта дорога проходит по долинам семи рек, между десятью горными хребтами, через перевалы и бомы, пересекает две высокогорные степи.

На данный момент Чуйский тракт официально именуется трассой М-52 (Новосибирск-Бийск-Ташанта), начинающейся от города Новосибирска, но исторический тракт берет начало в городе Бийск и имеет протяженность около 630 км. Современная автомагистраль хорошо асфальтирована и считается очень комфортной для многочисленных автомобилистов, ежегодно проезжающих по главной дороге Алтая.

Алтайский край : Город Бийск : Бийский краеведческий музей им. В. В. Бианки : Музей Чуйского трактаЧуйский тракт является одной из немногих дорог в мире, которой посвящен целый музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийске и структурно относится к краеведческому музею имени В. В. Бианки. Здесь можно увидеть зоологическую и ботаническую коллекции, а также множество интересных экспонатов, связанных с историей Чуйского тракта: рельефную карту местности, первые географические карты, петроглифы, колеса от повозок китайского и монгольского происхождения, модели первых автомобилей, чертежи дороги и нивелир В. Я. Шишкова, картины бийских художников. Посетив музей в начале пути, вы получите неплохое представление о Чуйском тракте в целом, но если решите наведаться туда уже после путешествия по тракту, то сможете увидеть в музее гораздо больше, так как многое уже будет вам вполне знакомо.

Дорога такого значения, концентрирующая вокруг себя огромную часть жизни Алтая, не могла не оставить своего следа в искусстве. С Чуйским трактом связана песня местного поэта Михаила Михеева о Кольке Снегиреве. По мотивам этой песни был снят кинофильм Александра Котта «Ехали два шофера». В 1964 году Василий Шукшин снял фильм «Живет такой парень», ведущей музыкальной композицией которого стала известная шоферская песня. К тому времени песня о Чуйском тракте и его водителях стала настолько популярной и слилась с народной культурой, что Шукшин даже не подозревал, что у слов песни есть конкретный автор.

Алтайской дороге Вячеслав Шишков посвятил свои очерки «По Чуйскому тракту», написанные им после изыскательной экспедиции по тракту. Шишков повествует о великолепии природы, алтайских селениях и быте местных жителей: «Небо голубое. В небе белым бисером гуси кружатся. Горы отдельными сопками обходят вас, ловко заходят в тыл и с боков, и вы чувствуете, что незаметно, с каждым шагом попадаете все крепче в сладкий плен Алтая. Алтай идет на вас.»

ИСТОРИЯ

Трасса М-52 - Чуйский тракт : Торговый караван на Чуйском тракте. 19 век.В китайских хрониках тысячелетней давности содержатся упоминания о Мунгальском тракте на месте современного Чуйского тракта. Вероятно, он был одним из северных ответвлений Великого шелкового пути, и вел торговые караваны в Монголию. Таким образом, путешественник, проезжающий по Чуйскому тракту, повторяет путь, по которому тысячелетия назад шли купеческие караваны, пешие и конные войска.

Освоение тракта началось в 1756 году после добровольного вхождения южных алтайцев в состав Российской империи. Первые сведения о нем в русских источниках встречаются с 1788 года, когда купцы достигли реки Чуя у Курайской степи. Торговля — двигатель прогресса: в скором времени начали устанавливаться прочные торговые отношения, а Чуйский путь расширяться. Но не смотря на это, до начала XX века тракт представлял собой опасную горную тропу, передвигаться по которой можно было лишь верхом, рискуя не только товаром, но и собственной жизнью.

Чуйский трактПроекты по строительству дороги рассматривались с 60-х годов XIX века, когда правительство заинтересовалось укреплением экономических и политических позиций в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Однако ни один из предложенных проектов так и не был реализован. Возможными причинами могли стать не только технические недостатки, но и расчет государства на финансирование строительства купечеством, которое оно не могло реализовать только своими силами. Предприниматели и сами пытались приспособить дорогу для более комфортной езды. К началу 90-х гг. более или менее безопасная дорога была уже на всем протяжении от Хабаровки до Кош-Агача: убраны камни, расширена тропа, установлены деревянные настилы и каменные барьеры над кручами.

В 1901 году наконец началось строительство Чуйского тракта, и через два года был закончен участок дороги от Онгудая до Кош-Агача. В этот период к работе привлекалось местное коренное население, крестьяне из близлежащих деревень и сел, всего в это время в строительстве участвовало до 160 рабочих. Недостаток средств и стремление по максимуму удешевить работы привело к тому, что сооруженная дорога быстро разрушалась и приходила в негодность. На протяжении следующего десятка лет никаких ремонтных работ на дороге не проводилось, Чуйский тракт был фактически брошен на произвол судьбы, и к 1914 году снова оказался в плачевном состоянии.

Чуйский трактВ ведение Министерства путей сообщения Чуйский тракт был передан в 1911 году, было выделено 15 тыс. рублей на изыскательные работы 1913 года, когда была проведена съемка существовавшей дороги от Бийска до Кош-Агача. Однако для выбора направления будущего тракта и составления сметы строительства были необходимы масштабные изыскательные работы. И уже летом 1914 года в Горный Алтай прибыла экспедиция, которую возглавлял инженер ведомства путей сообщения и будущий писатель В. Я. Шишков. В задачи экспедиции входило изыскание лучшего и кратчайшего направления тракта. Под руководством Шишкова экспедиция прошла сотни километров. Его заслугой стала огромная работа по изучению этих мест, составление карт, создание проекта будущей трассы. Съемку мест исследователь проводил с безукоризненной четкостью, на картах сотни отметок о крутизне склонов, высоте перевалов, малейших изменениях рельефа местности. Дальнейшим изысканиям экспедиции помешала начавшаяся Первая мировая война, события революции и Гражданская война.

За период Первой империалистической и Гражданской войн дорога оказалась непригодной для использования: многие переходы, мосты, бомы были уничтожены, а части дороги завалены камнями. Новые работы по строительству тракта были начаты лишь в 1922 году, когда потребовалось укрепление политических и хозяйственных связей между Монгольской Народной Республикой и Советским Союзом. В этот год был построен мост через Чую около Кош-Агача. В 1923 году были построены три парома через Катунь, и тогда впервые пошли советские караваны с товарами в Монголию.

В 1929-1930 гг. началось строительство на всем протяжении правобережного направления тракта (по проекту В. Я. Шишкова). Тогда и велись масштабные ремонтно-дорожные работы, в которых было задействовано множество заключенных, вынужденных строить тракт в тяжелых природных и климатических условиях. Тридцатые годы XX века стали трагическими в истории тракта, ведь нечеловеческие условия труда погубили не одну сотню людей. Как бы то ни было, строительство шло стремительными темпами, и уже в январе 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию на всем протяжении от Бийска до Ташанты, но дорога все еще считалась опасной.

Дальнейшие работы велись в основном с целью расширения или улучшения полотна дороги. В 1938 году началась капитальная реконструкция тракта, в 1956-1957 гг. был отремонтирован участок дороги Усть-СемаШебалино, вступили в действие железобетонные мосты через Катунь, Бию, Ишу. Строительство одного из самых сложных участков дороги на перевале Чике-Таман было завершено только в 1984 году.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Алтай бережно хранит следы древних эпох, поэтому сюда регулярно отправляется множество научных экспедиций. По всему тракту, буквально рукой подать, до памятников археологии: многочисленные поселения и городища, ритуальные сооружения, погребальные комплексы, стелы, наскальные рисунки, — все это, в совокупности с уникальным природным ландшафтом, превращает путешествие по Чуйскому тракту в посещение музея под открытым небом.

К наиболее известным археологическим памятникам, расположенным близ Чуйского тракта, относятся Бичикту-Кая-Бом, урочище Калбак-Таш, Улалинская стоянка, Яломанское городище.

Урочище Калбак-Таш («плоский висячий камень») находится неподалеко от слияния Чуи и Катуни между селами Иня и Иодро. Петроглифический комплекс представлен четырьмя эпохами: древнетюркской, скифской, неолита, энеолита-бронзы, включающей самую многочисленную группу петроглифов. На плитах скальной возвышенности выбиты тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. Святилище действительно уникально: здесь выявлено 30 строк руинического письма, и это самое большое скопление рунического текста в России.

Горный Алтай : Онгудайский район : Яломанское городищеУлалинская стоянка — палеолитический памятник, обнаруженный академиком А. П. Окладниковым в 1961 году на территории юго-восточной городской окраины Горно-Алтайска. Стоянке не менее четверти миллиона лет — это древнейшая стоянка первобытного человека на территории Средней Азии.

У устья Большого Яломана находится Яломанское городище, существовавшее на территории нынешнего Онгудайского района Республики Алтай в VIII-XI вв. н.э. Поселение относится к эпохе раннего средневековья, существовало во время господства на территории Алтая тюркских племен и тюркской культуры.

Одним из самых богатых в археологическом отношении районов является Каракольская долина. Здесь находится «каракольская галерея» («Бичикту-Кая-Бом» — обрывистая каменная гора с надписями»), расположенная недалеко от села Бичикту-Бом, в 2 км от устья реки Каракол. Южный склон горы состоит из громоздящихся друг на друга плит, почти на каждой из которых есть рисунки, изображающие различные стороны бытовой жизни и религиозных представлений древних алтайцев, а также различных животных.


Дополнительная информация:

Чуйский тракт : Активные туры с посещением объекта:

    Cеминары и тренинги
  1. Средний и Южный Алтай 12 дней (Комфорт)  (12 дней, 79900 р., 5-20 чел.)
  2. Тревел-ретрит в Горном Алтае. 5 дней.  (5 дней, 25900 р., 8-25 чел.)

    Автомобильные
  3. Джип-тур Алтай - Тыва  (10 дней, 48000 р., 4-16 чел.)
  4. Кругосветка по Алтаю  (9 дней, 34900 р., 4-16 чел.)
  5. Автотур по Чуйскому Тракту  (3 дня, 9000 р., 3-6 чел.)

    Водные
  6. Сплав по всей Катуни, от с. Тюнгур до с. Еланда  (6 дней, 22000 р., 6-12 чел.)

    Комбинированные
  7. Большой Алтай. 7 дней.  (7 дней, 34000 р., 8-12 чел.)
  8. Весна на Алтае. 5 дней  (5 дней, 23500 р., 8-12 чел.)
  9. Путешествие в Долину гор  (6 дней, 16500 р., 3-6 чел.)
  10. «Белуха – тропой Рериха. Конный» + рафтинг по р. Катунь  (11 дней, 28900 р., 6-17 чел.)

    Конные
  11. Конный тур к Шавлинским и Каракабакским озерам  (9 дней, 29000 р., 6-12 чел.)
  12. Во владение синего волка № 172  (8 дней, 24500 р., 10-15 чел.)

    Пешеходные
  13. Треккинг к Белухе, с вьючными лошадьми  (9 дней, 24000 р., 6-12 чел.)
  14. Тайна шелкового пути + Шавлинские озера (пеший/конный)  (10 дней, 30500/35500 р., 6-17 чел.)

    Экскурсионные
  15. Наблюдение за архарами  (8 дней, 22000 р., 5-10 чел.)
  16. Дыхание Алтая  (10 дней, 34350/43190 р., 4-12 чел.)
  17. Выходные в долине Чулышмана  (3 дня, 10500 р., 6-12 чел.)
  18. Долина Чулышмана  (5 дней, 18900 р., 4-16 чел.)
  19. Весна на Алтае. 10 дней.  (10 дней, 40000/40000 р., 8-12 чел.)
  20. По Чуйскому тракту, экскурсионный автотур  (5 дней, 19000 р., 6-12 чел.)
  21. Юг Алтая  (8 дней, 32000 р., 4-16 чел.)


Опубликовано: 26.12.2014
Обновлено: 14.10.2015
Текст: Дарья Скляр (TURISTKA.RU)

7