Туризм и отдых на Алтае
  главная :: новости :: 3D-пано :: форум :: туры реклама на сайте  

Горный Алтай

Город Горно-Алтайск
Майминский район
Чойский район
Турочакский район
Чемальский район
Шебалинский район
Онгудайский район
Усть-Канский район
Усть-Коксинский район
Улаганский район
Кош-Агачский район

Алтайский край

Город Барнаул
Город Бийск
Алтайский район
Завьяловский район
Славгородский район
Чарышский район
Смоленский район
Тальменский район
Солонешенский район
Советский район
Бийский район
Быстроистокский район
Змеиногорский район
Курьинский район
Краснощековский район
Красногорский район

БЕЛОКУРИХА
Карта Белокурихи

Соленые озера Алтая
Рудный Алтай

Все районы Алтая


Карта Республики Алтай
Карта Горного Алтая

Турбазы, базы отдыха

в Алтайском крае
в низовьях Катуни
на озере Ая
у “Бирюзовой Катуни”
в районе Чемала
на Телецком озере
санатории Белокурихи
Усть-Сема - Семинский
за Семинским перевалом
в районе Усть-Коксы
соленые озера Алтая
потаенные уголки Алтая

Алтай : Активные туры

СОБЫТИЯ

Отчеты, дневники

3D-панорамы Алтая

Транспорт, доставка


Озера Горного Алтая

Айское (Ая)
Телецкое
Манжерокское
Каракольские
Мультинские
Шавлинские

Пещеры Горного Алтая

Талдинские
Денисова
Каминная
Музейная

Турфирмы, агентства

Новосибирск
Барнаул
Горно-Алтайск
Бийск
Москва
Санкт-Петербург
Омск
Екатеринбург
Томск
Новокузнецк
Красноярск
Чемальский район
Онгудайский район
Майминский район

Добавить турфирму


Справочная

Литература
Ссылки


Алтай > Отчеты и дневники

Тодинкель - Башкаус - Язула : Отчет о поездке на Алтай в августе 2004

В давние-давние времена, когда горы были еще молодыми, а реки прозрачными как слеза, жили-были в славном городе Новосибирске пять сказочных идиотов. Не будем произносить их фамилии всуе, но имена приведем, пусть поикают лишний раз. Андрей — собственно тот, кто представляет вам эту историю, Саша — любитель водки и горного Алтая, Кроня — нереализовавшийся оратор, Вадик — ярый почитатель канабиса и в меру уважаемый Гера (на тот момент) — обладатель 80-того крузера цвета неба и знамени геев. Еще одним из достойных участников этого позорного путешествия являлся Сашин старший брат, мой, то есть, тезка со своим другом из Англии.

На входе было три машины, бензиновый мицубиси паджеро, принадлежавшая Саниному брательнику, ниссан патрол, еще невздроченнный до удовлетворительного тех. состояния и цвета лугового василька дизельный 4.2 лендкрузер 80 с офигительной лебедкой.

Здесь имеет смысл сделать некоторое отступление. Есть на свете один очень хороший человек Мишка Б., ремонтник по кузовщине от Бога и просто веселый мужик. Так вот по уверениям Геры, владельца крузера на тот момент, Мишка истаскал этой лебедкой целый бетонный блок, буквально чуть ли не в порошок этот блок истер... То есть на момент начала путешествия все были уверены, что в случае большой беды крузер своей лебедкой всех выручит. Короче говоря, технически мы были оснащены более менее нормально, хотя и имели очень слабое представление о состоянии железных агрегатов. Тогда Саня еще не знал что такое стартер...

Но ведь вы сами знаете, энтузиазм и молодость в совокупности — великая сила! :) Более того, раз я пишу эти строки, значит эта сила победила все невзгоды.

Как всегда начало путешествия было весьма нетривиальным. Сначала Саня хотел поехать с Герой, а Гера с Саней, видимо для проверки их мужской дружбы, а потом как-то получилось, что мы уже едем впятером, чему Гера был очень недоволен, будучи в нестабильном душевном состоянии.

Санин брат, по легенде, уже дожидался нас где-то на берегу великой Алтайской реки Башкауса, левее Усть-Улагана, то бишь вниз по течению. У Сани на руках даже была подробная трудночитаемая карта с предполагаемым местонахождением брательника, явно в спешке нарисованная на чьем-то остром колене с применением дрожащей от похмелья руки.

1-го августа 2004 года, затарившись провизией и питьем, мы двинулись в ночь на Алтай. И вот голубой крузер, сверкая огнями, рассекает кромешную темноту и несется навстречу судьбе с полосатой палочкой. Тут следует отметить интересный момент, товарищ милиционер, остановившийся Геру за превышение скорости почему-то повел себя весьма робко, когда увидел заросшую немерянной щетиной чеченскую морду в красной кепке сдвинутой набок, получил замечания к качеству своей работы и указания как действовать правильно в случаях столкновения с водителями на голубых крузерах, которые часто забывают белые талончики с подписью начальника облГАИ в гелендах. А в это время где-то позади Саня изо всех оставшихся сил жал онемевшей ногой на жесткую педаль газа патруля.

Всю ночь мы мчались и мчались, и вот уже Алтайские звезды приветствовали нас. Родная заправка в Усть-Семе, путь на мост через Катунь и к Семинскому перевалу. Семинский встретил нас ярким утренним солнцем и освежающим ветерком. Следующий раз мы размяли ноги только на перевале Чике-Таман. Некоторые несознательные малобитые личности, на фоне красивых зеленых гор и глубокой долины, теряющейся вдали, совершили акт вандализма, оросив пристанище могущественных духов перевала.

Чуйский тракт до самого поселка Акташ миновали на одном дыхании. Уже в Акташе, заправившись топливом, позволили себе немного передохнуть, выпить водички, поесть колбаски. Нашли очень интересный чистый туалет, не знаю, кто там за ним следит, но на его стенке была написана мелом замечательная надпись: "Не лейте мимо, а то убьем. Совсем!".

Не знаю, в курсе вы или нет о том, что в районе Акташа называется "красными вратами" — это достаточно узкий проезд между скалами красноватого цвета в нескольких километрах от поселка в сторону Усть-Улагана. Для первого раза очень впечатляет именно необычный цвет вышеупомянутых скал. Сидя на двери джипа и держась рукой за ручку, чтобы невзначай не выпасть к подножью этих самых скал, снимаю пейзаж на видеокамеру, получается, хотя все и трясется... Слышен гул дизеля, и как джигит прижимаясь к железному коню матерюсь каждый раз, когда маленькое чудо природы отчаянно махая прозрачными крыльями попадает мне в глаз или более того, залетает в открытый от счастья рот и продолжает там трепыхаться... а что за чудо уже и не знаешь, мошка, комар ли или вообще колибри... Эх, слезы наворачиваются на глаза, когда думаешь в смерти скольких таких чудес природы ты повинен... Ведь у них могли быть дети, птенцы и кто-нибудь еще... Вам смешно... А вот вы в курсе, что все перепончатокрылые, типа пчел, ос и тому подобных развивают на прямой скорость до 60 километров в час? То-то! Папа как-то раз, будучи едущим на мотоцикле столкнулся с такой вот мохнатой крохой лоб в лоб...

Далее, уже на высоте почти 2000 метров располагается Мертвое озеро... Уж не знаю чем оно там мертвое, может быть в стародавние времена алтайцы приносили жертвы своим богам посредством утопления девственниц... а возможно и не только. Честно говоря, озеро выглядит вполне миролюбиво, по краям растет травка и кое-где покосившиеся пихты клюют своими вершинами в воду. В общем, с чем связано название данного озера для меня загадка.

Проехав следующие очень холодные озера Узункель и Балыктукель, поднялись на Улаганский перевал, откуда нам открылся величественный вид на раскинувшуюся перед нами горную заповедную страну. Какие приключения ждали нас впереди, еще никто из нас не догадывался... А позади нас вовсю провожали роскошные заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта.

И вот уже село Усть-Улаган, царящее за полноводным Башкаусом, встречает нас покосившимися заборами, синеглазыми коровами и беспонтовым мороженым. К слову сказать, село Усть-Улаган является районным центром и рассадником злобной спившейся администрации, которая не может не воспользоваться случаем содрать денег с ничего не подозревающих туристов.

Поездка в Горный Алтай : Первая стоянка на Башкаусе. Относительно Улагана - вниз по течению.После моста мы свернули налево, по течению Башкауса, благо хоть этот момент на Саниной рукописной карте был отмечен вполне четко. Ехали мы ехали и чем дальше ехали, тем больше понимали, что посреди этой неописуемой красоты Андрюша мог укрыться от посторонних глаз родного брата и его верных друзей вполне надежно. Кое-как нашли какую-то неприметную дорожку, ведущую между, то здесь, то там, раскиданными валунами и разделившись начали прочесывание местности... В это время я уже ехал вместе с Саней, а на крузере соответственно были Гера, Вадик и Кроня. Кстати говоря, в какой-то момент, понимая, что карта нам ни о чем определенном не говорит, мы на нее наплевали и стали руководствоваться врожденной интуицией. Мы с Саней нашли отличнейшее место для стоянки, девственно-чистое и излучающее положительную энергетику. В этом месте река как раз изящно изгибалась, будто балерина в лебедином озере. Нашим компаньонам повезло немного меньше, они нашли Андрюшу.

Ну вот значит мы приехали... Все были уставшие, у кого-то наступило похмелье, в общем жизнерадостного отдыха этим сказочным вечером не получилось, собственно как и похлебка приготовленная поварами-мастерами была на редкость отвратительная. Каюсь, тогда я еще не умел готовить сам... Но, тем не менее, мы с Герой совершили небольшой подвиг и искупались в стремительном течении ледяного Башкауса. Ложишься в воду недалеко от стремнины и, еле удерживаясь руками за камни, плывешь, получая нехилый гидромассаж.

Наутро нам открылся Шотландский пейзаж, и даже похмельная морда Сани не смогла нарушить гармонии полноводной реки, зеленой долины и низкой тучи, висящей над каменными холмами. Гера составил мне компанию в прогулке на близлежащую горку, откуда я поснимал этот великолепный вид и где мы нашли череп невинноубиенной коровы. Была мысль взять этот череп с собой и прикрутить его на кенгурятник крузера, но Гера, почему-то не рискнул связываться с мертвым духом жвачного животного.

Этим же утром, наскоро перекусив, мы зачем-то свернули лагерь и поехали в Улаган. Вообще неправильное поведение изначально... В этом прекрасном месте можно было стоять несколько дней и просто наслаждаться природой, так нет, нужно было снова залезть в железный агрегат и мчаться к черту на рога, иногда вдыхая пары несгоревшей соляры.

От Улагана повернули в сторону деревни Балыктуюль. По пути нашли место сборищ родственных народов Алтая, куда иногда съезжаются представители разных национальностей, алтайцы, тувинцы, хакассы и даже, говорят, японцы и поют на этой хорошей полянке с ласковой травкой народные свои песни. Кстати, чего я не понял... так это что там, в этом месте вигвамы делали... Вроде как североамериканские индейцы не являются родственным народом алтайцам. Но тем не менее, несколько вигвамов все-таки там стояли.

В Балыктуюле мы скупили все местные беляши. Блин! Это была такая вкуснятина, теста почти нет, а внутри сочное мясо и его этого мяса очень много... В общем, от деревни Балыктуюль у меня исключительно хорошие воспоминания... учитывая то, что и на обратном пути мы снова скупили все местные беляши.

Следующим местом остановки явилось урочище Пазырык, где мы увидели несколько раскопанных курганов, один из которых был особенно велик. В нем вроде бы выкопали старинную алтайскую повозку, запряженную пятью лошадьми... уже мертвыми, естественно. На самом деле, испытываешь непонятные ощущения, смотря на дело рук древних... Ведь во что-то они верили, к чему-то стремились, фантазия сразу начинает рисовать картины прошлого, как неведомые строители, запрягая повозки с лошадьми везли на место захоронения тонны камней, как руками бережно создавали каменную пирамиду, навечно, казалось бы, погребая своего усопшего вождя. Самое интересное, что скорее всего за тысячи лет, прошедших с того момента местность сильно не изменилась и наверняка камни еще хранят тени тех людей.

Через пару километров мы уперлись в уже современный, построенный из жердей забор. Рядом стоял обветшалый летник, скрывающий престарелую пару потомков тех самых усопших по курганам алтайцев. Предводитель нашей экспедиции с визитом пожаловал в гости в летник. Пока он вел переговоры и курил трубку мира, остальная честная компания развалилась на солнышке и грела спинки... Гера в этот момент, вооружившись лопатой, охотился на сусликов. Нельзя не сказать, что охота его была неудачной, по крайней мере, хвост застрявшего от переедания в норе сусла, Георгий видел. Одним из вариантов по извлечению данного сусла из норы был уникальный способ от Крони, который предложил найти проволоку, загнуть на ее конце крюк, и засунуть суслу в попу, а потом вытащить наружу. Благо, данный способ выбран не был и сусл в итоге отделался легким испугом.

Где-то после 15-минутного отсутствия на пороге летника появился Андрюша с несколькими булками свежеиспеченного алтайского наивкуснейшего хлеба и большим куском козьего сыра... Кто-то мне потом объяснил, что этот самый сыр очень полезен и практически не портится от времени и является одним из ключевых продуктов питания алтайца уходящего в долгий поход.

Вслед за Андрюшей возникла древняя старушенция, которая и открыла нам ворота в местный рай. Вскоре нам пришлось преодолевать первый брод через речку Большой Улаган, что мы с успехом и совершили, брод был плевый, хотя впервые это казалось очень прикольно, типа как это, машина да в воде и в разные стороны волны от нее отходят.

В этот, второй день нашего путешествия по Алтаю, мы стремились достичь диких озер Тодинкель и Узункель, находящихся примерно на 1800 метрах над уровнем моря. Если смотреть на карту, то видна какая-то отмеченная пунктиром дорожка, ведущая к озерам. В свое время по ней ходили лесовозы, в то время как дровосеки истребляли прекрасный краснокорый кедр. Во время нашего путешествия дорожка представляла из себя жалкое зрелище... Ни следа протектора, разве что еле видные местами глубокие колеи, заполненные мутной водой, да редкие следы копыт лошадей. Постепенно начался подъем, кое-где стали появляться сюрпризы в виде покрытых травой торчащих из земли камней. Все время ехали через лес, ступи один шаг от дороги и попадешь в спящее царство обросших лишайником деревьев, где подножье поросло разнообразным мхом, желтые шляпки маслят глядят на тебя во все глаза, сочная зелень излучает свежесть, а хвойные привносят в воздух запах смолы.

Весь этот день нас сопровождало солнце, поэтому дорогая была практически сухая и проблем по ходу дела не было, разве что при постоянном подъеме перегревался движок у паджерика. Мятущаяся душа Геры все время тянула его вперед и вперед, и он практически всегда был где-то впереди, иногда по рации называл нас тормозами и неумелыми водителями... А мы ехали... Мы смотрели по сторонам и восхищались необычными для жителя Новосибирска видами. Спустя некоторое время колея привела нас на вершину неизвестного перевала. Высота была невеликой, весь перевал зарос деревьями, поэтому и запоминающимися своими красотами вида с него не получилось.

Изменяющая мне память уже не содержит информации о том, сколько еще прошло часов прежде чем среди деревьев мы увидели водную гладь. По предварительным данным это предстало озеро Узункель. Попытки подъехать к берегу не увенчались успехом в силу какой-то немерянной заболоченности. Честно говоря, это немного испортило настроение, потому как душа и тело жаждали купания, смеха и брызг воды. Но все оказалось не так страшно, дорога вывела нас на большую дикую поляну с полуразрушенным сараем и мелкой сосновой порослью. Вспугнув стаю журавлей, мы наконец-то приблизились к озеру Тодинкель, и слава Богам берег оказался вполне приемлемым для принятия водных ванн.

Вечерело. Пламя костра освещало стволы близлежащих кедров, отбрасывая тени вглубь таинственного темного леса. В перерывах между пьяными галдежами приходило ощущение единственности в этом бренном мире. Звезды были не звездами, как я привык видеть их в Новосибе, это были сверкающие куриные яйца, неведомо зачем подвешенные к небосводу. Как ни странно, вспоминая те моменты получаешь большее удовлетворение от того что побывал в этих диких местах, кажется я не особенно ценил всю ту атмосферу во время присутствия на озере. Связано ли это с людской психологией, или же гадкие и вредные комарики мешали нирване — вопрос, на который нет однозначного ответа.

Поездка в Горный Алтай : Озеро ТодинкельГеоргий будучи в страдании стащил мои резиновые сапоги, уселся на плот и уплыл в озеро. Согласно его исследованиям дно у озера оказалось вполне твердым, вода прозрачной, и даже на удалении метров 70 от берега он шестом доставал до дна. Предвкушая утренние ванны, народ разошелся почивать. А кое-кто квасил дальше.

Солнечный свет только проник в палатку, а я уже шел по лесу параллельно берегу озера. Лес оказался то, что надо... Там не было толп туристов и отдыхающим, там нельзя было найти банку от пива или фантик от конфетки... Ощущение, что лесу стукнул миллион лет. Этот ковер из мха, когда нога проваливается по щиколотку так и манил прилечь и забыть про пьяных и про крики старшего Андрюши, которому почему-то снова хотелось собираться и куда-то ехать. Хотелось прилечь и поедая обильнорастущую вокруг бруснику смотреть на небо сквозь вершины древнего леса сливаясь с природой в одно целое.

Короче говоря, вопли Андрюши на тему быстрее собраться и быстрее ехать услышаны не были. Кроня с Вадиком, да и Саня кое-как выкорчевались из палатки и принимали утренние водные процедуры. Я также не собирался отставать и с удовольствием погрузился в животворную влагу. Да, самое удивительно, память подсказывает, что температура воды была вполне приемлемой для получения вполне сносного наслаждения.

Дорога обратно оказалась несколько тяжелее, нежели туда. Пошел сильный дождь, и лысая резина суперджипов перестала держать их на дороге. Патрол получил страшную травму. Судя по всему, природа не простила крики пьяных туристов нарушавших своими орами ее величие и спокойствие весь предыдущий вечер и устроила подлянку. Она разместила очередную непонятную лужу со спрятавшимися в ней коварными камнями прямо рядом с упавшим деревом с торчащими в разные стороны обломками ветвей, также наверное она не забыла про женский запах крупнорогатого скота во время течки. Патрол своим крылом сел на сук как бык на корову и они застыли в совместном соскверчении. Не столько большими были повреждения, сколько сильна душевная травма у Сани, ведь это злобное дерево поранило его 3-х тонную лялечку... В это время впереди по самое нехочу сидел Гера. Странно, на мой взгляд тогда ни у кого еще не было понимания того, что резина играет одну из самых важных ролей в проходимости машины. Почему-то казалось, что если взять крузака или патруля, то все, трактора отдыхают. Короче простая шоссейка на крузере с очередной лужей не справилась, пришлось дергать. Чисто из своих наблюдений скажу, в то время красоты природы не могли отвлечь Геру от его мрачных мыслей, но вот мероприятия по вытаскиванию машины из грязи почему-то проявляли некое подобие зубов в широкой улыбке, еле видных сквозь хорошую щетину.

Вернувшись в Улаган и съев мороженого неясного происхождения, наметили новую цель, а именно — ехать по дороге вверх по течению Башкауса, пока собственно нас что-нибудь не остановит. Остановила нас местная администрация. Они сидели на траве на границе Кош-Агачского и Улаганских районов и тупо бухали. Один был очень неприятным, именно глава Улаганского района. Он начал ругаться на всех туристов, типа не уважают, типа сволочи, гадят везде, где можно, дороги разбивают и так далее. В чем-то он конечно был прав, но не в следующем, стал требовать плату за проезд в виде 100 рублей с человека прикрывая это расходами на содержание дорог. Представлялся весьма сомнительным тот факт что данная пошлина будет потрачена на ремонт, поэтому встреча завершилась миром путем передачи водки 0.5 литра из одних рук в другие. Имеет смысл заметить что глава Улагана (не района!) оказался отличным мужичком и даже приглашал нас в гости.

Своим автомогильником ярко запомнилась деревня Саратан. Шальные фантазии рисовали картины патрулей, паджериков и крузаков без колес, без стекол с пустыми глазницами вместо фар...

Где-то уже далеко после поворота дороги на Язулу нас ожидал приятный сюрприз в виде отчаянных и отчаявшихся любителей приключений из Академгородка на Шеви-Ниве сидевших уж который час в небольшом болотце. История естественно умалчивает, какого лешего они тут поперлись, учитывая что в 30-ти метрах ниже был сухой объезд, тем не менее они сидели и кукарекали не по-детски. Выдернули, выслушали слова благодарности. Далее началось шоу Бенни Хилла, не знаю кто играл главную роль, но Саня с Герой закусились и начали испытывать свои машины на проходимость, вытаскивая друг друга по очереди. Шоу продолжалось часа полтора. Порвав несколько тросов и так и не преодолев страшную лужу, народ успокоился, спокойненько лужу объехал и двинулся дальше. Вечер с костром и тушенкой состоялся на берегу Башкауса, посреди высокой и сочной травы полной кровожадными комарами.

Утром, вздрогнув всем телом и представляя, что принимаю теплую ванну, я погрузился в ледяную воду горной реки. Распариться за полминуты мне не удалось, тем не менее акт омовения с головой был совершен. Тело было укрощено, а воля воспитана. И снова Андрюша всех торопит, и как угорелые мы куда собираемся, садимся на машины и едем дальше. Жуть, никакого отдыха. Едем и едем целый день, перекусываем сухофруктами и печенюшками, а вечером и утром жрем отраву. Ну как можно есть похлебку, где намешаны тушенка и рыбьи консервы, про специи вообще молчу... Это ведь отрава для растущего организма!

Башкаус мельчал, берега сходились все больше и больше, было ощущение скорого окончания нашего пути вверх по течению. Буйные заросли вокруг явно не попирались чьим-либо присутствием, колея была заросшей и все свидетельствовало о том, что машины ездят тут редко. У Андрюши была идея фикс на тему проехать как можно дальше с возможностью выезда к Кош-Агачу. Идея фикс могла бы и оправдаться, если бы Андрюшу посадили на осла. А паджерик это не осел, он не проехал дальше того упавшего дерева, что дорогу нам всем преградило. Нет вы не думайте, дерево можно было и убрать, но дальнейшая дорога проезжей для авто не представлялась, поэтому и пришлось нам не солоно хлебавши вернуться к повороту дороги на Язулу. А вообще конечно места вдоль Башкауса очень красивые, обязательно проеду до тупика еще разок как-нибудь.

Поездка в Горный Алтай : Радуга перед ЯзулойА теперь я приступаю к достаточно удивительной части нашего трипа. Предводитель экспедиции в виде Андрюши на паджерике погнал нас в Язулу. Как-то протрясясь 50 километров по не очень ровной но проезжаемой дороге мы выехали к долине Чулышмана. Открывшийся вид приятно удивил. Огромная радуга повисла перед нами, одним концом упираясь в русло реки другим высоко паря над предгорной террасой. Незабываемое зрелище немного портили десяток-другой маленьких домиков не больше спичечной головки. А за террасой как 30 витязей прекрасных стояли горные вершины и где-то там Тыва.

На спуске к Чулышману паджерик потерял колесо, а у патрола стал барахлить стартер и только один Гера на голубеющем крузаке гарцевал перед нами без каких-либо проблем, кроме двух упившихся личностей у него в салоне. Не, ну Вадик с Кроней дальше всем показали как они могут!

Пока меняли колесо у паджерика (а тут было не все просто, потому как запаска элементарно не откручивалась и балонник был сломан) сзади нас подпер УАЗик с местным жителем. Чувачок оказался очень приятным и очень нам впоследствии помог. Тут, кстати, стоит отдать должное Гере, ведь именно он удовлетворил мечту этого местного парня — дал ему прокатиться на крузере. Парень был благодарен как никто другой и сулил нам если не деньги, то женщин точно.

Деревня Язула окружена забором, и путь внутрь преграждают большие деревянные ворота. Как мне тогда показалось, посетителей в деревне бывает немного, смотрели все на нас как на явление Христа народу. Хотя приветствовали нас по-другому, взгляды были не самыми миролюбивыми. Да и вообще какая-то обстановка была враждебная.

Пока Саня искал соляру и нашел ее на местной дизель-станции, Вадик с Кроней погрузились в местный социум. Эти два чувака лучше б сидели в Новосибе, чем ездили по Алтаю в нетрезвом состоянии. В общем, рассказ в том, что у Вадика закончились сигареты, и они вдвоем с Кроней поперлись в местный магазин, где были радушно встречены каким-то мужиком, который, судя по их рассказам, не очень лестно о них отозвался, да же, говорят, обвинил их в ловле рыбы из Чулышмана. Но ведь и Кроня с Вадиком не лыком шиты, мужик был послан далеко, но к сожалению, ненадолго. На беду разговор толи был услышал, толи был подслушан местной также далеко не трезвой шалупонью. Два алтайских придурка загрузились на лошадь и поехали нам мстить. Конечно было немного странно стоять около машины и вдруг получить плетью по спине с угрозами лишения жизни в эту же ночь. Вы спросите, а где были Вадик с Кроней? Их и след простыл, только запотевшие задние стекла крузера выдавали их присутствие. Видел я глаза Вадика, они были дважды трезвыми и почему-то очень большими.

Дальнейший наш путь пролегал вверх по течению Чулышмана. Пошел сильный дождь и отъехав буквально с километр-полтора от деревни мы уперлись в переправу через какой-то ручей с огромными камнями. Оказалось что далеко не все готовы были ехать дальше. А тут еще два этих пьяницы скачут на лошади и хлещут штурманов по спинам. В какой-то момент из машины вылез Гера, взял дрын и начал гонятся за лошадью с обещаниями предъявить макаров и всех похоронить. Что-то мне подсказывает, что ему на самом деле, кроме не самого большого достоинства предъявить было нечего. Тем не менее этот блеф сработал и пацаны на лошади ускакали прочь, не помню обещали они вернуться или нет, но тревожное ощущение никого не покидало.

Итак, что делать, дорога дальше закрыта и чертов мост недосягаем. Решение было одно, возвращаться через деревню и максимально отъехав, искать место для ночлега. О форсировании перевала в сторону Улагана даже и мысли не возникало после сильного дождя.

Липкая грязь налипала на колеса и патрол таскало из стороны в сторону, Саня покрылся каплями пота и несколько нервничал. Быстро темнело. О красотах природы никто не вспоминал, все предвкушали еду, костер и отдых. Но самое трудное было еще впереди, километров через 5 после Язулы на склоне холма попался глиняный участок дороги метров 15, не более. Паджерик пролетел его незаметно, а вот шедшего за ним крузака стащило в кювет. В начале никто и не подозревал, что лебедка у крузака не работает. Миф о Мишке и бетонном блоке лопнул как мыльный пузырь, тем не менее в сложившихся обстоятельствах Гере стыдно не было, он был озадачен тем как вызволить машину из плена. Через некоторое время подтянулся обязанный Гере по гроб жизни молодой алтаец на Уазике.

По моим наблюдениям местные жители вообще технику не жалеют, залез он в самую грязь и начал крузака тащить, безрезультатно, ни сюда, ни дай Бог туда. Разве может УАЗ вытащить 2.5-тонную восьмидесятку из кювета? Ответ скорее отрицательный.

Я горд, моя гениальная мысля несколько помогла в данной ситуации, я предложил УАЗ-ом тащить крузера, а патролом УАЗ-а. То есть как бы замутить такой паровозик из двух вагонов и одного локомотива. Техника сработала и крузак был извлечен. Изможденные, наплевавшие на скорую возможную смерть от бандитской руки завалились спать прямо около этого места. Мы с Саней как самые храбрые в палатке, остальные в крузере. Да, прежде чем мы отправились почивать, нас посетили неожиданные гости. Эта была группа алтайцев на конях с карабинами наперевес. Прикольно так, сидишь в машине, а рядом с тобой топчется всадник лет этак 13-ти, смолит папироску, опирая локти на оружие расточенное под патроны от калаша, и говорит на каком-то непонятном языке и только русские маты могут рассказать о его настроении и намерениях. Оказывается, пацаны пошли в ночную смену скот охранять от соседей тувинцев, которые часто на чужое добро зарятся.

Ночь прошла спокойно, утром светило солнышко, и все прошлые невзгоды уже не казались такими уж серьезными. В дальнейшие разборки внутри команды я не вмешивался. Речь шла о том, что вдруг Гере срочно понадобилось позвонить в Новосибирск и он уезжает не смотря ни на что. Андрюша же тоже ехал в Язулу совсем не для того, чтобы следующим утром просто взять и уехать. А Саня на патроле оказался меж двух огней.

Решение было принято и крузак с патролом поехали обратно в сторону Улагана. Андрюша совместно со своим английским другом остался в одиночестве и без запаски на враждебной чужбине. Говорят, он неплохо там отдохнул и рыбки половил и грибов пособирал, молодец короче мужик, не забоялся.

О дальнейших хитросплетениях судьбы я постараюсь умолчать, потому как командный дух был на нуле и все проблемы были связаны с внутренними разборками. А это никакого отношения к путешествию и тем более к Алтаю не имеет. Да собственно и рассказывать-то больше нечего, все остальное время мы провели в дороге домой, остановившись только на Бол. Яломане на ночевку...


Обсудить на форуме


Андрей Грищенко
Россия, г. Новосибирск



Опубликовано: 23.04.2008

  © 2003-2017 Turistka.ru : при использовании материалов обязательна ссылка на источник    
  E-mail
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100