На лошадях к Белухе, август 2008 (часть 2)

Горный Алтай : Активный тур на лошадях к Белухе :  Эдельвейсы6 ДЕНЬ.

Ущелье состоит как бы из двух веточек, по каждой течет речка, потом они соединяются в речку Ярлу. Русло реки каменистое и видно, что весной здесь бежит большой поток. В августе же мы увидели тоненький ручеек. Вода в нем на удивление теплая. Если встать лицом к ущелью, то в начале правой "ветки" находится каменный "город" рериховцев. Много-много пирамидок вокруг большого гладкого валуна. Люди, которых мы встретили там, сказали, что здесь устраиваются целые обряды, с большим количеством участников. А на самом деле, все это наносное, нам сказали, и надо просто прислониться к камню, закрыть глаза и помолчать. Так мы и сделали. Наверное, каждому подумалось что-то свое. Я думала о том, чего я хочу в жизни. Хочу я любви, всплакнула даже, как будто мне ее не хватает... А еще хочу быть независимой, а для этого мне надо научиться обращаться с деньгами. Вот ведь парадокс: я хочу и при этом мне надо. Такие разные слова. А может, я вовсе не хочу, а на самом деле мне надо, жизнь вынуждает? Вот, наверное, в чем правда...

Горный Алтай : Конный поход к Белухе : Петроглифы  РериховцевГорный Алтай : Конный поход к Белухе :  Каменный городГорный Алтай : Конный поход к Белухе :  Прислониться к камню, закрыть глаза и помолчать...

Ладно, полежали мы на камне (он, наверное, от многочисленных лежаний стал таким гладким), собрались обратно. Тут встретили альпинистов, которые во время затмения последнюю веревку навешивали на Белухе. Они сказали, что видели, как двигалась лунная тень по горам во время затмения.

Идем обратно к лагерю. Вся долина около камня Рериха в Эдельвейсах. Собираем вещи, стартуем в 16:00. Переходим реку Аккем вброд, к метеостанции. Нас встречают пограничники и провожают до базы, чтобы проверить наши документы. Верхняя база ЛенАльпТурса — приют Аккем — находится, не доходя до Аккемского озера. Раскладываем вещи по стационарным палаткам, узнаем, что будет баня, до нее есть еще время. И я, подгоняемая возложенной на меня миссией — все вокруг снимать для Туристки.ру, бегу обратно к метеостанции узнать, можно ли там зарядить аккумуляторы для фотоаппарата. Оказалось работники метеостанции делают небольшой бизнес на зарядке фотоаппаратов — по 50 руб за раз. А еще жарят вкусные большие лепешки. Убегаю в лагерь (минут 15-20) и в баню. Помыться, попариться и окунуться в холодную воду водоема, в который набирается вода из ручейка.

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :   Белуха в облаках, р. Аккем, метеостанцияГорный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Белуха и Аккемское озероГорный Алтай : Активный тур к  Белухе :  Белуха, подъем на пер. Каратюрек

После бани и после ужина мы рассматриваем палатку, привезенную для нас с "Высотника". Ставим ее. Блин! Она 2-х местная! А нас-то четверо. В палатку входит два с половиной туристических коврика. Ругаем опять фирму ЛенАльпТурс. Ставим рядом свою старую палатку, чтобы посмотреть, может! тент от новой палатки подойдет к старой. Конечно, не подошел. Вся эта суета с палатками происходит практически посередине Верхнего приюта Аккем. И за нами наблюдает англичанин Элиот из пеших туристов с "Высотника" (они пришли к Аккему накануне вечером). Мы все уже знаем друг друга в лицо и существует общность похода, а я еще перебрасывалась с ним короткими фразами типа:

— A you tired?
— O, my legs! O, my shoulders!
— At the end...

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :  Приют Ак-кемИ мы показываем жестами, какие мы уставшие будем: он плетется, а я вишу на шее лошади. На более подробное общение я не способна с моим плохим английским. Но когда хочется пообщаться, то можно и наполовину жестами объясниться.

А вот к чему привел мой плохой английский. Элиот подошел и что-то спросил, указывая пальцем, про палатку. Я стала объяснять, что: — тент — шу-у-у, рэйн — кап, кап, кап. Сопровождая пояснения жестами, как тент улетел, а дождик капал. — Realy?! — удивился Элиот (я ведь сказала "тент", а это "палатка", как выяснилось, по-английски). Я говорю --Yes! — Что ему оставалось? И похоже он подумал, что у нас унесло палатку. Стал спрашивать, сколько человек помещается в другую палатку. Тут девушки, которые лучше владеют английским, объяснили ему, что два с половиной человека. Элиот решил, что нам сегодня негде спать. Уговорил своего соседа по палатке, пожилого англичанина, уступить дамам свою. Пожилой англичанин выглядел слегка обалдевшим от такого предложения, но так как Элиот настойчиво спрашивал его: "Are you gentleman?", то тот решил, что в этой России все бывает, и пошел выгребать свои веши из палатки, чтобы переселиться в нашу 2-х местку. Мы с девчонками посмеялись над этим недоразумением и пошли объяснять, что сегодня мы ночуем в стационарной палатке, а вот завтра, можно и поменяться на оставшийся поход. Когда англичане поняли, что им на ночь глядя, не придется делать какие то перемещения, то отправили нас с предложением обмена к инструктору своей группы. Инструктор сразу не согласился, потом ушел в баню, в общем, я решила утром еще раз попробовать с ним поговорить. А пока мы сидели в аиле, общались с пешеходами, потом нам показывала замечательное фаер-шоу девушка Таня, которая работала на базе поваром. Потом наши девчонки играли с Элиотом в карты. Русская игра по-английски называлась так "Believe or not believe", то есть — "Верю - не верю".

Горный Алтай : Активный отдых у  Белухи :  В долине 7 озер7 ДЕНЬ.

Утром пешеходы ушли к Кучерлинскому озеру, инструктор не захотел меняться с нами палатками. Мы решили дальше взять обе, а там разобраться. В этот день у нас было пешее путешествие в долину семи озер. Сначала мы прошли почти вдоль всего Аккемского озера, потом завернули вправо и в гору. Кругом растут кедры, Белуха кажется совсем рядом. Три озерца - в низовье долины, а четыре озера спрятались за небольшой гривой справа. Наш проводник не был здесь и мы чуть не ушли обратно, но добрые люди подсказали, что мы сидим спиной к озерам, надо только гривку перевалить. Перевалили. Первое озеро — черное, прозрачное с теплой водой, второе — бирюзовое, вода в нем ледяная, только в мелкой части озера вода отогревается. Здесь озеро имеет желтый цвет от камней на дне. Третье озеро с белыми цветами, как невеста. Цветы похожи на белые одуванчики, растут по берегам и на маленьких островах озера. И все это на фоне ледника. Очень красиво!

Горный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Бирюзовое озероГорный Алтай : Активный тур  к Белухе :   Черное озероГорный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Озеро - невеста

Еще одно озеро образуется от речки, вытекающей с гор. Наши — кто нежится на солнышке, кто лазит фотографирует.

Потом половинным составом группы идем к леднику. Казалось, что он — совсем рядом, однако лезли мы к нему 30 минут. Интересно видеть, как зарождается речка. С ледника течет несколько ручейков, сливающихся в один. Фотографируемся и спускаемся к лагерю.

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :  Идем от ледникаНа обратном пути наша группа растянулась. Дорога одна, не заблудишься, и все шли в своем темпе. Вернулись в лагерь кто по двое, кто по трое. Я сильно отстала, потому что по дороге общалась с уймой народа, который шел к Белухе. Вот уж точно, не зарастет народная тропа. Общение это было — удивительное. Попадались люди совершенно разных возрастов: от седобородых московских туристов, которые после двух недель путешествия сроднились с рюкзаками и не хотели возвращаться в Москву, до детей и подростков. От групп туристов до одиноких путешественников. Парень из Кисловодска рассказал мне, что идет к Белухе один, первый раз, и думал, что будет пользоваться картой, но тропа торная и часто встречаются люди, так что карту так и не доставал.

Удивительно, на этой тропе к Белухе, вдоль озера и реки Аккем, люди очень расположены друг к другу. Чувствуется какое-то единство всех, кто забрался сюда и находится далеко от всего своего привычного. Очень приятно было идти по этой тропинке.

В лагере нам сказали, что можно сходить в баню, пока не пришла группа восходителей на Белуху. Вскоре появился их инструктор. Парень-новосибирец, который учится в НГТУ, а летом работает инструктором в ЛенАльпТурсе. Про него потом рассказали, что группа идет в хорошем темпе, не останавливается, вперед и вперед, а он как поезд проносится мимо и ни разу не запнется об валуны. Идет в легких кроссовочках, почти в кедах, хотя вся группа в трекингах. Приходит на стоянку первым, разводит костер, кипятит воду. Вот такие сильные и ловкие ребята-инструктора.

8 ДЕНЬ.

Утром просыпаюсь рано. Все еще спят, только один из восходителей сидит у костра, кипятит воду для чая. Небо безоблачное, солнце пока за горами, прохладно. Я греюсь у костра, пью чай с восходителем. Сегодня им предстоит идти к Белухе. Он первый раз шел на восхождение, наверное, взошел. Один из инструкторов этой группы говорил, что у них сильная команда, они всех затаскивают.

После завтрака седлаем лошадей и уходим к Кучерлинскому озеру через перевал Каратюрек (3060 м.). В программе тура было написано, что этот перевал самое серьезное испытание и для лошадей и для всадников. Я этого не почувствовала, может потому, что мы перевалили его в начале дня, и я не была уставшей. Перевал покрыт черными камнями, поэтому и называется так, в переводе с алтайского — Черное сердце. На перевале вижу семью с 1,5 г. ребенком, который бегает по снежку. Эта пара говорит, что в прошлом году встретили здесь же туристку с грудным ребенком. Удивительно!

Горный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Подъем на пер. КаратюрекГорный Алтай : Конный поход к Белухе :  Черные камни пер. КаратюрекГорный Алтай : Конный поход к Белухе :  Малыш на Каратюреке

Спускаемся зигзагами, проходим "Кедровую стоянку". Уютное место среди кедров. Не останавливаясь, идем дальше. Уходим в кедровый лес на горе и, то вверх на лошади, то вниз и лошадь в поводу. Тропинка идет между камней, поросших мхом. В мох проваливаешься больше чем по щиколотку. Я и две питерские девушки немного отстали, пошли по низу и мой конь стал сильно проваливаться в мох. Алексея не видно. Стала его кричать, чтоб понять, в каком направлении двигаться. Тут мой Орлик то ли почувствовал мое настроение, то ли своих почуял — заржал. Те лошади откликнулись, оказалось они совсем недалеко, повыше нас. В это время, когда мы их искали, у Лениного коня соскользнуло копыто с камня, он стал сползать вниз, сел на круп и завалился набок. Лена успела с него скатиться. Мы подъезжаем и видим — конь лежит на боку вместе со своими суминами и не пытается встать, а Алексей-проводник, бегает вокруг него. Конь, слава богу, не повредился, просто, как-то неудобно лежал, вниз с горы. Алексей повернул его через спину, через седло в другую сторону и он сразу встал. Пока коня поднимали, я щипала бруснику, которой поросли леса около Кучерлинского озера.

Горный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Горные макиСели на коней, двинулись дальше. Через некоторое время выехали к Кучерлинскому озеру. Большое озеро между горами, поросшими кедром. Оно напомнило мне озеро Рица на Кавказе. Спускаемся. Стоянка. После того, как поставили палатки, Алексей-проводник повел лошадей на хороший лужок наверху, а наши взрослые Кемеровчане куда то отлучились. Вернулись они с "новой темой": на другом берегу озера есть база, в которой только что отдыхали газпромовцы. После них осталась натопленная баня с бассейном и большой неразрезанный таймень, которого наша кемеровская пара выкупила всего за тысячу (так как, вообще то, тайменя уже оплатил Газпром). Мы оставили записку Алексею на бревне около костра, пронзя ее топором, и пошли "разлагаться" на элитную базу. База одна на Кучерлинском озере. В бане замечательный бассейн на свежем воздухе, с водой из озера, холодной. Выбегаешь из бани и в него! Жалко в парилке не удалось попариться лежа, хотя Андрей был готов отхлестать всех желающих. Дерево полков сильно нагревалось, на него невозможно было лечь. В приличных банях полки должны быть из липы или из какого то заморского дерева, как нам объяснила главная парильщица — Лена. После баньки ели тайменя в ресторане базы. Непривычная цивилизация, среди тайги, даже с электричеством.

9 ДЕНЬ.

Сегодня День Рождения у Андрея. Проснувшись, щиплю жимолость на берегу, поздравляю именинника и иду фотать озеро утром. Озеро спокойное, гладкое, над ним тянется дымок от костров (кто-то стоит выше нас на берегу). Вообще, тут довольно людно. Я видела четыре обитаемые стоянки, а еще выше нас тянулось четыре дымка. Перехожу по мостику (там, где начинается р. Кучерла) на другой берег озера. Интересно видеть, как водяная гладь переходит в бурлящую реку.

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :  Кучерлинское озероГорный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Кучерлинское озеро утромГорный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Устье р. Кучерла

Иду на вчерашнюю базу, в надежде зарядить аккумулятор для фотика, но на базе, оказываются, включают дизель только вечером, когда темнеет, правильно, зачем фонарям гореть днем. Жалко я вчера не догадалась взять зарядку с собой в баню. На берегу, где база, уже светит солнышко, становится жарко. Я возвращаюсь к своим — все уже поели и укладываются. Когда все готовы, трогаемся в путь. Идем опять по прикучерлинским лесам. Под ногами море брусники. Я уже устала от похода и хочется домой. Довольно муторная дорога вверх-вниз по тропе в лесу, когда нет обзора, и начинаешь засыпать в седле, как водитель на однообразной трассе. Скакать рысью нам не дает наш проводник, говорит, что лошади за поход устали, а ему через три дня снова на них группу вести. Но когда Алексей не видит, кемеровская семья делает пробежки рысью, а я развлекаюсь тем, что придумываю поздравительные стихи для именинника.

Перекус у нас около небольшой прозрачной речки. Как речка называется можно не спрашивать — конечно — Текелюшка. Это у нас уже как анекдот. Мы в них запутались в Текелюшках. На карте обозначены (это я уже потом увидела) две такие реки: Текелю и вот эта наша, на самом деле Текелюшка. Текелюшку мы, похоже, уже видели в ее верховье, когда шли после Каратюрека к Кучерлинскому озеру. И еще одну речку проводник, где-то около Коира называл Текелюшка (район был не его Усть-Коксинский, а Кош-Агачский и проводник наш, видно, не все названия помнил, он и горные маки показывал нам как эдельвейсы, но самое главное дорогу знал и привел нас на базу). Вот у нас все речки и стали Текелюшками. Я вылила мутную кучерлинскую воду из фляжки и наполнила ее прозрачной водой Текелюшки. И опять двинулись по лесу вниз по течению Кучерлы.

Перед самой стоянкой, как часто бывает в конце пути, Диана (девочка из кемеровской семьи) потеряла бдительность и въехала под березу так, что ветка сильно хлестанула ее по шее. Получилась довольно большая кровоточащая царапина. Вывод: нельзя расслабляться даже перед домом.

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :  День Рождения АндреяВечером у нас праздничный ужин. Чествуем Андрея. Ему поднаскучили обычные домашние вечеринки, и вот он, не боясь трудностей похода, отправился на Алтай. Правда, не скажешь, что мы терпели большие лишения в пути. Особенно после вчерашней бани и тайменя. А еще барана ели три дня! И с погодой нам, конечно, повезло — днем, во время переходов сильного дождя не было. Мы решили, что все это по тому, что с нами едет именинник!

Пьем, едим, поем поздравительную песню, играем в "Мафию". Кстати, и алтайца Алексея научили играть. Потом все расходятся. Я еще какое то время сижу на берегу, смотрю на многочисленные звезды. Поход заканчивается, но не жалко, уже хочется домой. Хорошо и путешествовать и возвращаться.

10 ДЕНЬ.

Последний день похода. Настя заболела. Тепловой удар. Она светленькая, плохо переносит жару. Вчера уже к вечеру она с коня слезла, и голова сильно закружилась. Сегодня все усилилось. Настя бледная, слабая, ее тошнит. Мы сначала думали, что отравилась. Но все ели одно и то же и все другие в порядке. Настя напилась таблеток и взобралась на коня. Мы двинулись в путь.

Горный Алтай : Конный поход к Белухе :  р. КучерлаЕще вечером Алексей предупредил нас, что поедет первым и ни кого в перед себя не пустит (чтоб мы не скакали). Но сейчас ему приходится ехать около Насти. А местность какая! Вдоль Кучерлы тропа идет порой по огромным лугам. Простор! Так хочется пуститься хотя бы рысью. Вот кемеровчане далеко вперед ушли и там скачут, похоже, в свое удовольствие. Я пускаюсь на хитрость. Отстаю от нашей медленной группы, даю Орлику пощипать травы, а потом рысью догоняю. Орлик за время похода стал понимать меня и слушаться. Пощиплет, пощиплет травку, потом поворачивает ко мне шею, как будто спрашивает: "Ну что, поедем?". Нет, говорю, тпру, жуй еще. И через некоторое время — "А теперь - давай!"

Стоит жара, тени нет и если ехать шагом, ну можно просто умереть. Кони сами рвутся к дому. И через какое-то время кемеровчане перестают скрываться, я к ним присоединяюсь, и мы пускаемся сначала рысью, а потом в галоп! Здорово! Даже наша больная Настя не удержалась и немного проскакала галопом. Получила немного кайфа. Потом правда перешла на шаг, уж сильно ей было плохо. Последний час пути она ехала и плакала. Мы, к сожалению, не могли ей помочь. Настя ехала вместе с Алексеем-проводником и питерскими девушками, а мы с кемеровчанами скакали то рысью, то галопом до верхнего моста через Кучерлу, недалеко от деревни Кучерла. Тут дождались оставшуюся группу, поехали вместе, но после деревни уговорили Алексея разрешить нам еще поскакать, мотивируя еще и тем, что коней приходится буквально сдерживать, они чуют дом. И рванули вперед. Открытая местность, простор, скорость. Красота!

Доехали до "Высотника". Настя мужественно выдержала последний переход, на базе завалилась в тенек и долго там отходила: пила воду и прикладывала холод к голове. Заваренная мята принесла ей облегчение. Часть группы пошла мыться в баню, часть помылась в Катуни. Жарко, и вода в Катуни казалась теплой после горных речек.

Горный Алтай : Активный тур на лошадях  к Белухе :  Прозрачная КатуньИнтересно, что Катунь до слияния с Кучерлой — прозрачная, с Тюнгурского моста видно камни на дне! Потом в нее вливаются Кучерла и Аккем, и Катунь становится мутной. Вечером народ долго не спит — кто тусуется в кафе, кто по своим комнатам.

11 ДЕНЬ.

Возвращение. Утром грузимся уже в другой автобус, у которого тоже не работают кондиционеры (что-то ЛенАльпТурс подкачал с автобусами, или это тоже их "изюминка"?), и, томимые жарой и духотой, добираемся к вечеру до Барнаула. Вот и окончилось все, расставаться пора!

Что я поняла из похода:

1. алтайские лошади очень сильные, выносливые и неприхотливые, предназначены для подъема на горы и перевозки поклажи, а не для скачек, поэтому у них короткие сильные ноги;
  2. перед походом надо проверять все снаряжение, которое выдается на базах, а лучше иметь свое;

3. седалище спокойно выдерживает переходы по 4-5 часов, без кровавых синяков, которыми меня пугали перед походом знакомые;

4. довольно сильно болят колени, особенно при спуске (но с этим ничего не поделаешь, может только, даже на коротких остановках, когда нужен отдых лошадям, слезать и разминать ноги);

5. в походе могут быть трения между участниками, но они сглаживаются при обоюдном желании;

6. если знаешь проводника, можно идти и мимо фирмы;

7. для меня 5-6 дневного похода на лошадях достаточно, а дальше хочется разнообразить, например, сплавом.