Памятник Ак-Алаха-3: впускное захоронение кара-кобинца в кургане "принцессы Укока"

В 1993 году новосибирские археологи обнаружили большой 18-метровый курган в долине реки Ак-Алаха на плоскогорье Укок в Республике Алтай. Как оказалось, курган содержал две могилы — в основном (нижнем) погребении была найдена знатная пазырыкская женщина с богатым сопроводительным инвентарем, которую впоследствии назвали «принцессой Укока», а верхнее — впускное — погребение располагалось прямо над пазырыкским и принадлежало кара-кобинцу, жившему примерно в то же время, что и «принцесса».

Могила кара-кобинца была ограблена в древности, почти сразу после того, как был похоронен мужчина. Грабители наполовину вытащили тело из могилы, часть костей была в грабительском лазе, и унесли все личные вещи, не стали копать дальше. Таким образом, впускное захоронение сохранило в нетронутом виде погребение «принцессы Укока».

Кара-кобинец был захоронен в ящике на дне квадратной могильной ямы, сверху заполненной камнями. Погребальное сооружение располагалось на глубине 1,2 м, сверху было перекрыто несколькими деревянными плахами и тонкими каменными плитами. Под перекрытием обнаружилась невысокая деревянная «рама» трапециевидной формы. Скорее всего в погребальной камере мужчина лежал головой на восток, на деревянном полу. С одной стороны к «раме» примыкала «хозяйственная пристройка треугольной формы, образованная с помощью двух вертикальных каменных плит. В пристройке обнаружили глиняные сосуды, кости барана и два железных ножа с навершиями в форме кольца. По этим вещам могилу датируют III в. до н.э., то есть пазырыкским периодом.

С северной и западной стороны могильной ямы — три лошади с согнутыми ногами. У лошадей во рту были железные кольчатые удила, от деревянных украшений сохранилась только золотая фольга. Судя по количеству лошадей, мужчина принадлежал к знати.

Впускные захоронения не редкость на Алтае.

Специалисты дают следующие объяснения впускным захоронениям:

  • пришлые племена таким образом «приобщались» к духам предков той местности, где они решили поселиться;
  • смысл был в «осквернении» могил, таким образом демонстрировалось военное и культурное превосходство.

Известно, что кара-кобинцы были в подчиненном положении у пазырыкских племен. Возможно, позже расстановка сил изменилась, и кара-кобинцы таким образом «оскверняли» могилы пазырыкцев, погребая своих сородичей в их курганах? Имеется и другая версия, по которой кара-кобинцы не были какой-то особой культурой, а принадлежали к пазырыкской культуре. Возможно, мужчина при жизни находился в подчинении у «Укокской принцессы», либо был ей чем-то обязан, и поэтому «последовал» за ней, чтобы служить ей в другом мире.