Велопоход по Алтаю по маршруту Бийск-Соузга

Давно планировали совершить какое-нибудь увлекательное велоприключение — и вот решились, для начала по Алтаю. Общая задача была следующая:

Велопоход по Алтаю : Ждем поезда. В больших сумках - велосипеды. А ведь и не скажешь.

  1. Добраться на поезде из Новосибирска до Бийска, имея груз в виде велосипедов
  2. Совершить непосредственно велопробег по маршруту Бийск — Соузга (село Соузга расположено возле озера Ая)

  3. Проделать обратный путь Соузга-Бийск, но уже на автотранспорте, снова с велобагажом, и поездом вернуться назад в Новосибирск

Велопоход по Алтаю : Бийск. Готовы к старту.По порядку. Будни железнодорожных переездов. Имеет смысл отметить нюансы перевоза велосипедов в пассажирских поездах. Говорят, люди возят велосипеды в плацкарте, но, мы решили, что гораздо удобнее будет провезти велобагаж в купе. В купе можно совершенно спокойно разместить четыре велосипеда — два в верхнем багажном отсеке, еще два — в свободном пространстве под нижними сиденьями и столом. В силу специфики купейной планировки, более удачной, чем в плацкарте, весь велобагаж размещается очень компактно, безопасно и не мешает не только хозяевам, но и возможным незнакомым попутчикам. Велопоход по Алтаю : Весь груз - сзади.Предварительно нужно разобрать велосипед, чтобы груз стал габаритным и бесплатным. Безусловно, существует множество способов упаковки велобагажа, мы это проделали следующим образом. Сняли оба колеса, руль и переднюю вилку и сложили все велосоставляющие в купленную на базаре большую китайскую сумку. Такая упаковка получилась простой, дешевой и в глазах проводников выглядела габаритным грузом. Так что Ж-Д переезд прошел удачно и предопределил общий успех нашего велопробега.

Велопоход по Алтаю : По БийскуБийск-Соузга. 170 км по живописному алтайскому предгорью.
Наиболее объезженная дорога в этом направлении вообще-то пролегает по правому берегу Катуни — по Чуйскому тракту. Мы решили, что интересней и спокойней будет ехать по менее оживленному, населенному, и, пожалуй, менее изученному велотуристами левому берегу. Сразу можно сказать, что за время всего путешествия мы ни разу не пожалели, что выбрали именно этот маршрут. Дороги на левом берегу, конечно, похуже, но для велосипедов вполне пригодны. Главный их плюс — отсутствие машин. Честно говоря, не представляю, как можно получать удовольствие от велопоездки по оживленной трассе, такой, как, например, Чуйский тракт.

Велопоход по Алтаю : Проехали Катунское и по пути на Шульгинку выехали на берег Катуни.Еще одним важным условием комфортной поездки является правильная компоновка груза на велосипеде. Везти с собой приходится много всяких полезных в походе вещей. Ни в коем случае не стоит везти груз на собственных плечах, пусть даже в супер-удобном рюкзаке. Плечи, спина, таз рано или поздно устанут и велопоездка превратится в Ад — проверено почти на себе. Было бы идеально разместить перевозимый груз в специальных велорюкзаках, закрепленных на велобагажниках. На самом деле вполне достаточно просто надежно закрепить груз на заднем багажнике, каждый из нас сделал это, как ему подсказала фантазия.

Велопоход по Алтаю : Хоть немного отдохнуть в редкой тени.Итак, прибыв в 8 утра (2 июля 2005, четверг) на поезде в Бийск, мы выгрузились из вагона, тут же на пероне за 1,5 часа собрали велосипеды, закрепили груз и двинулись в путь. Сначала ехали по городу — где-то около 10 км — от ЖД вокзала, по мосту через Бию — до выезда из города, далее поворот направо — по трассе на Белокуриху. От Бийска до Иконниково идет отличная асфальтовая трасса вдоль левого берега Бии. Здесь особо описывать нечего - все самое интересное, естественно, начинается там, где заканчивается хорошая дорога и пролегают сельские просторы алтайского предгорья. Мы доехали до моста через Катунь в районе Иконниково и свернули с "белокурихинской" трассы налево в сторону с. Катунское.

Велопоход по Алтаю : Река Синюха и ее единственное глубокое место.Итак, первой на нашем пути повстречалась небольшая село-деревушка Катунское. Что очень понравилось — по всем подобным поселениям проложены асфальтовые дороги, что делает «экскурсионную» поездку по деревне очень комфортной. Сразу можно сказать — все люди в деревнях спокойные (дома в основном сидят), вдрызг пьяных мы ни разу не встретили (ни днем ни вечером ни в выходные), дети ходят в плавках (жара стояла за 30) — в общем мы сразу же почувствовали себя вдалеке от цивилизации, к чему и стремились.

Велопоход по Алтаю : Ночлег у котлованов в ШульгинкеДалее мы поехали по дороге на с. Шульгинка. Немного сбились с пути. Это легко было сделать, поскольку расстояние от Катунского до Шульгинки составляет около 20 км и хорошей дороги до туда просто нет. К Шульгинке ведут какие-то несистематизированные проселочные дороги, без указателей, машины на них большая редкость, хотя кроме этих дорог других попросту нет. В общем, узнав у местных, как нужно добираться до Шульгинки, двинулись в путь по самому пеклу. Долго ехали, плутали, сомневались на каждом повороте, но осознав, что, скорее всего, едем правильно, поскольку другой дороги нигде не отыскалось, продолжили путь. По дороге умудрились даже подсказать каким-то автоотдыхающим, как проехать до Шульгинки. От них взамен узнали, что там оказывается есть какие-то уникальные котлованы, позже мы их оценили, но об этом позже.

Велопоход по Алтаю : Не самый лучший вид котлованов. Есть гораздо более красивые места.Где то за 10 км до Шульгинки мы выехали на реку Синюха, где на мосту повстречали доброжелательного дядьку на машине — он сказал нам что-то вроде «Молодцы ребята» и «до Шульгинки не далеко уже». Обнадеженные мы решили сделать обеденный привал. Река Синюха в большинстве своем представляет заросшую тиной протоку, по колено глубиной и без всякой возможности искупаться, а в 30-ти градусную жару мы жаждали купания как одержимые. И нам очень повезло — во всем этом болоте под названием Синюха мы нашли одно очень хорошее место — в 200-300 метрах влево от моста расположился оазис с чистейшей запрудой, спасительной тенью, где мы и получили свой заслуженный отдых.

Велопоход по Алтаю : В Шульгинке проходил какой-то волейбольный турнир, но мы надеемся, что часть приветствия предназначалась и нам - такой велопробег в этих краях большая редкость.Отдохнувшие, мы совершили финишный 10-км-й маршбросок до Шульгинки. Там мы повстречали множество доброжелательных людей: Продавщицу сельпо — она охотно выходила на улицу и показывала нам, где можно набрать воду, при этом настойчиво советовала посетить местные котлованы (упоминавшиеся ранее); Знакомого дядьку на машине, того, что встретился нам на Синюхе, теперь он еще больше обрадовался: «Доехали, ребята!»; Бабушку, торговавшую молоком, она встречала покупателей как своих детей; Местных слегка подвыпивших парней, которые не дали ни единого намека к выяснению отношений (как мы того ожидали), напротив они балдели от наших велосипедов, от того, что мы приехали аж из Новосибирска, и опять таки настойчиво рекомендовали посетить местные котлованы. В общем, мы сделали для себя два вывода. Во-первых, деревня — это как нетронутая цивилизация, жизнь в ней течет с одной стороны несколько примитивно (ну что то вроде — проснулся, отвел корову на пастбище, подоил корову, лег спать), но с другой стороны настолько гармонично – если человек всегда рад другому человеку, всегда отзывчив, значит этот человек рад жизни, значит жизнь хороша — оказавшись в такой атмосфере чувствуешь себя потрясающе легко. И во вторых, мы решили таки посетить местные котлованы.

Велопоход по Алтаю : Пока ехали по полям, любовались алтайскими просторами.Время шло к закату, нужно было становиться на ночлег, местная небольшая речушка, хоть и была живописна, кишела комарами, так что мы решили заночевать на котлованах и не пожалели. Котлованы в Шульгинке — это нечто! Там работает заводик по добыче каких-то камней для строительства, работают «драги» (здоровенные землеройки), которые нарыли три огромных котлована. Эти котлованы заполнились грунтовыми водами и образовали потрясающие места для отдыха. Теплая чистейшая вода — дно видно метра на три — говорят даже полезная. Так что мы, намаявшись за весь день, с неописуемым удовольствием приняли ванну в местных котлованах, сварили кашку, скушали ее с самогоночкой и довольные завалились спать. Так прошел наш первый день похода.

Велопоход по Алтаю : Кокши оказались долгожителем - 1803 от рождества ХристоваИтоги первого дня. Мы преодолели 50 км пути — от Бийска до Шульгинки. Непосредственно в этот день (2 июля 2005 г) стояла жара около 30-ти градусов. Мы выехали с вокзала около 11 утра и ехали весь день по самому пеклу, из-за этого одному из участников пробега стало не очень хорошо. В принципе темп не большой и жару можно выдержать, но все же, если палит солнце, то гораздо комфортней ехать утром и вечером, а в эпицентр жары часов с 12-ти до 3-х – 4-х делать хороший привал на обед с сон-часом, что мы и приняли на вооружение в дальнейшем. Еще можно отметить, что природа от Бийска до Шульгинки обычная — поля, да деревни, проселочные дороги — ничего сверхвыдающегося. Но радуешься именно тому, что едешь битые 30 км и не встречаешь ни одного намека на городскую жизнь — вместо потоков машин — стада коров, вместо дорожных развязок — развилки в лугах. Деревни, люди, общение, атмосфера — все другое. Одним словом, отдыхаешь!

Велопоход по Алтаю : На берегу реки КокшаДень второй (3 июля). Встали часов в 7 утра, за час позавтракали, собрали палатку, погрузили вещи и, пока еще солнце палило не очень сильно, быстрым темпом выдвинулись в сторону села Кокши. До Кокшей можно было проехать двумя путями — по местным автобанам через с. Красный Яр, но это означало бы приличный крюк и необходимость путешествовать по автомобильным дорогам. Мы же выбрали второй вариант — поехали по хорошо накатанным грунтовым дорогам через поля местных сельхозугодий. Эти дороги, судя по фотоснимку со спутника, должны были вести нас на Кокши по кратчайшему пути — вдоль берега Катуни. Но в непосредственной близи от берега дорог не было, пришлось ехать без ориентира в виде реки, в итоге мы все же сделали приличный крюк, выехав из полей на автотрассу, ведущую от Красного Яра до Кокшей.

Велопоход по Алтаю : Далекие очертания БабырганаОставшиеся около 8 км до Кокшей мы преодолели по асфальту — машин на этой трассе минимум, так что нас это не напрягало. Некоторые водилы не ленились притормозить и напутствовать нас фразами навроде «Финиш скоро!» или «Из какого общества, ребята?» Доехали до Кокшей как раз к полудню. Поскольку солнце начинало палить нещадно, нужно было срочно становиться на привал. В Кокшах течет речка Кокши с очень живописными берегами с обширной растительностью. У местных детей мы узнали, что сразу за мостом есть отличное место с небольшим пляжем и леском на берегу, где можно поставить палатку в тени, где мы и устроились. Вдоволь накупавшись в мелкой, но очень чистой речке, пообедав и поспав, мы выдвинулись дальше.

Велопоход по Алтаю : Где-то между Урожайным и Хуторками затерялось озеро КокшиВ планах на день был маршбросок через село Талица до села Урожайное и далее до села Хуторки. Выглянули тучи, собирался дождь, ехать без солнца стало гораздо легче. Воспользовавшись отличной асфальтовой дорогой совершенно безлюдной, мы очень быстро доехали до Талицы. Дальше стало гораздо сложнее. От Талицы до Урожайного идет грунтовка — жуткое дело для велосипедистов. Поднялся сильный предгрозовой ветер, дул он, естественно, в лицо, плюс к этому дорога стала настойчиво идти в гору. Хорошо еще дождь прошел мимо нас. Кстати, на подъезде к Урожайному начали проглядываться первые очертания гор, а именно — горы Бабырган. Велопоход по Алтаю : Утро на КатуниПо местным приметам, если Бабырган закрыт тучами, то будет дождь, с нашей стороны туч не было и дождь прошел мимо, чему мы были очень рады. Свернув после Урожайного с грунтовки на полевую дорогу, ведущую к Катуни, мы проехали не самое пригодное для ночлега озеро Кокши, добрались до небольшого леска, где и заночевали. Если бы мы отважились проехать еще пару км, то доехали бы до невероятно живописных берегов Катуни, но мы обнаружили это только уже на следующее утро. А пока душевно переночевали в полях.

Велопоход по Алтаю : Катунь возле ХуторковИтак, за второй день пути, мы преодолели еще около 55 км. На этот раз все делали правильно — выехали рано утром, в обеденное пекло сделали привал. Сделали вывод, что лучше все-таки путешествовать в жару, чем в дождь — страшно представить, что бы сделал ливень с полевой дорогой.

Велопоход по Алтаю : Асфальт в горах - как в КрымуНа третий день нам предстояло кровь из носу преодолеть 60-65 км, чтобы добраться от Хуторков до Соузги. К удивлению, это оказалось сделать совсем не сложно, даже с учетом частых привалов и палящего солнца. Скорее всего потому, что от села Хуторки пошла отличная асфальтовая дорога, практически без машин. А еще, не смотря на то, что мы уже въехали в горную часть Алтая, крутых подъемов не наблюдалось, напротив, чем ближе мы приближались к озеру Ая, тем чаще мы спускались вниз.

Велопоход по Алтаю : Вид на районный центр МаймаВ общем, не преодолев за 170 км общего пути ни одного более менее крутого горного хребта, мы переместились из равнинных окрестностей Бийска в окруженное горами село Соузга. На этом велосипедная часть нашего маршрута благополучно закончилась. Сейчас мы вспоминаем наше путешествие только самыми добрыми словами.

Велопоход по Алтаю : Привал в деревне АяP.S. Обратный путь не вызвал осложнений — часть велосипедов была загружена в такси, часть в багажный отсек автобуса в Горно-Алтайске, затем прибытие в Бийск, загрузка в поезд и путь домой.

В пути нам помогали велосипеды: Trek 820 ST, GT Avalanche 2.0, Jeep, Geoby Jupiter.



Обсудить на форуме

Группа единомышленников «СПП».



Опубликовано: 04.06.2006
Текст: Группа единомышленников <СПП>