Туристический район: Средняя Катунь
Старая дорога на перевал Чике-Таман : Фотографии
Старая дорога на перевал Чике-Таман на карте Алтая
Кое-где по бокам дороги стоят старые бетонные ограждения. В тенистых местах эти бетонные блоки обросли мхом и от этого дорога смотрится более древней, захваченной природой.
Есть места, где дорога проходит сквозь лес, затем выводит на открытые участки над обрывом. На открытых местах прекрасно просматривается новый тракт, ведущий на перевал Чике-Таман. По плавным изгибам новой трассы ползут грузовики и легко взбираются быстрые легковушки.
А на старой дороге никакой суеты! Тишина, спокойствие и красивые виды перед глазами! Здесь можно найти интересные локации для фотосессии.
Поворот на старую дорогу (если вы едете со стороны Семинского перевала) находится перед поворотом новой трассы на 180 градусов. Старая дорога вначале идет по долине с покосами. Когда покосы заканчиваются начинается подъем.
От начала подъема до вершины перевала Чике-Таман пешком, не напрягаясь, можно подняться за 30 минут. Это неспешная ходьба с рассматриванием окрестностей и фотографированием.
С 1928 г., когда по Чуйскому тракту пошли первые почтовые и грузовые машины, на Чике-Таман, частенько, машины затаскивали лошадьми. И проезд на лошадях все еще оставался надежнее и быстрее, чем на машине. Но лошадям с гружеными телегами перевал тоже давался не просто. В начале 30-х годов прошлого века на преодоление перевала отводили целый день. Возчики останавливались перед Чике-Таманом на ночлег. На следующий день с раннего утра поднимались и затем только поздно вечером спускались с перевала, преодолев всего 20 км пути.
После войны, когда машины с прицепами стали ходить по тракту, были сложные моменты, когда прицеп цеплялся за камень и ни туда, ни сюда. По пол-дня "сидели" не могли проехать.
Бывало, что по тракту везли негабаритные грузы. И тогда руководству, диспетчерам и шоферам приходилось "поломать" голову над задачей. А шоферам проявлять огромную смелость, рисковать жизнью, придумывать нестандартные варианты прохождения по опасным участкам дороги. Старая дорога через перевал Чике-Таман помнит, как везли в 70-х годах в Монголию негабаритный груз мощный 20-ти тонный трансформатор. Машина вместе с прицепом была 20 метров длинной. А на старой дороге на перевал Чике-Таман «шоферу повернуть машину надо 74 раза…» (Как пишет в воспоминаниях А.Т. Шведова).
Вот как вкратце это происходило. Придумали связку из трех машин: первая оповещала встречных о "поезде" и расчищала дорогу, вторая тянула трайлер на подъеме, а сзади третья машина сдерживала трайлер при спуске и везла бригаду помощников. Самое сложное место оказалось на спуске с перевала в сторону сел Купчегень и Иня – Тещин язык. Здесь дорога выходит на лысый склон и делает поворот на 180 градусов, а в поворот глубоко вдается острый камень - Тещин язык. С риском для жизни связка прошла перевал!
Эту историю описал в своем рассказе "Тещин язык" Юрий Козлов.
Старая дорога хранит много историй. Может быть она захочет рассказать их вам?!
Дополнительно:
Старая дорога на перевал Чике-Таман : Активные туры с посещением объекта: