Если вам хватило решимости не осесть на озере Ая, а проехать до перевала Чике-Таман, вы будете вознаграждены за свою смелость. Сильные эмоции по пути на этот перевал гарантированы. Самое интересное, что ощущение восторга, необычного душевного подъема не ослабевает и при последующих встречах с Чике-Таманом.
Чике-Таман переводится как «Плоская (прямая) подошва», относится к особо охраняемым природным объектам, является памятником природы республиканского значения. Перевал расположен в Онгудайском районе, между селами Хабаровка и Купчегень, и соединяет долины рек М. и Б. Ильгумень. Перевал находится в 320 км от г. Бийска и начинается с 655 км Чуйского тракта. Протяженность перевала 11 км, причем подъем более длинный, чем спуск. На вершине перевала оборудована смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама громад Теректинского хребта (высотой 2500–2600 над уровнем моря), здесь же расположены палатки с сувенирами, жарится шашлык, продается снедь. На перевале есть связь (Билайн и МТС).
Высота перевала 1295 м над уровнем моря (для сравнения, высота Семинского перевала 1718 м), но Чике-Таман воспринимается туристами как более высокий из-за своей крутизны и опасных склонов. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. Путь проходит через узкий северо-восточный отрог Теректинского хребта, между огромными, уходящими вертикально ввысь скалами, с одной стороны, и глубокими обрывами с другой. Водитель до самой смотровой площадки находится в напряжении, так как повороты очень часты; пассажиры не отрывают глаз от захватывающих видов, открывающихся с каждым зигзагом, испытывая сложную смесь восторга и первобытного страха (в разной пропорции в зависимости от искушенности путешественника).
Острых ощущений добавляет вероятность камнепадов, которые здесь не редкость. И только качество дорожного покрытия предмет неустанной заботы дорожных служб, а также мобильность этих служб, и наличие бетонных ограждений могут успокоить особо нервных. Дорога очень широкая, асфальтированная, движение двухполосное, подниматься по ней легко и в зимнее время. Разметка дороги хорошо видна даже ночью. К слову, так было не всегда.
До 1984 года движение происходило по старой дороге, имеющей 24 крутых поворота. Тракт был проложен в 1903 по проекту В. Шишкова, инженера и писателя, автора романа «Угрюм-река», и неоднократно перестраивался и расширялся в 1924-1927 гг, 1929-1930 гг силами заключенных отделения Сиблага НКВД и местных жителей. Это была узкая трасса с щебеночным покрытием, с однополосным движением: водителям то и дело приходилось отыскивать ближайший «карман» при приближении встречного транспорта. Дорога эта существует и теперь, она хорошо видна со смотровой площадки (на вершине перевала она соединяется с новой дорогой), но постепенно разрушается, и зарастает деревьями и прочей флорой.
Растительный мир Чике-Тамана представлен лиственничными лесами, с незначительной примесью берез и кедров, мхами и папоротниками, на склонах растет маральник, жимолость, осыпи постепенно покрываются Иван-чаем и чистотелом. В каменных россыпях водятся мелкие млекопитающие полевки и пищухи, у подошвы перевала встречается длиннохвостый суслик. Над перевалом нередко кружат коршуны и пустельга, встречается каменный дрозд. Из пресмыкающихся представлены щитомордник, гадюка, ящерицы.
Опытные путешественники ценители природы Горного Алтая считают, что только после Семинского перевала начинаются «настоящие» горы. Но еще более продвинутые туристы, презирающие отдых в благоустроенных базах с их барами, дискотеками и организованными экскурсиями, те, кто привык сам прокладывать себе маршруты, скажут вам, что горы существуют только за Чике-Таманом, и в чем-то они будут правы. Действительно, за этим перевалом населенных пунктов и туристических комплексов становится значительно меньше, и уже ничто не отвлекает путников от созерцания живописных долин и скал самых разнообразных форм и оттенков, которые будто сходятся ближе к дороге.