Туристический район: Рудный Алтай
Ревневское месторождение : Фотографии
Яшму люди знали с древних времен. В каменном веке использовали сколы этого крепкого камня для ножей, затем этот красивый камень стал использоваться для декоративных целей. Яшма это минералы, основу которых составляют кремнистые породы с разнообразными включениями. Эти включения и определяют цвет яшмы, который бывает и фиолетовым, и красным, и почти белым. Разнообразием цвета и рисунка камень оправдывает свое название (от древнегреческого iaspis — «пестрый»).
Ревневская яшма зеленого цвета. Она имеет высокие технические свойства, отличается красотой и разнообразием рисунка, который виден только на сколе камня. Встречаются светло и темно-зеленые, желто-зеленые яшмы с изогнутыми, сколотыми линиями.
Ревневское месторождение находится в тридцати семи километрах к юго-востоку от Змеиногорска, в семи километрах от поселка Лазурка и Лазурского месторождения, на правом берегу реки Луговушки. Каменоломня располагается на восточном склоне горы Ревнюха. Высота горы Ревнюха 1110,8 м. Ревневское месторождение представляет собой пластообразное тело, вытянутое вдоль реки Б. Луговая. Ширина месторождения 40-50 м и протяженностью до 180 м. Есть еще и северо-восточная линза, имеющая размеры 80х20 м. В настоящее время Ревневское месторождение имеет статус памятника природы краевого значения.
В XIX в. ревневская яшма обрабатывалась на Колыванской шлифовальной фабрике. Колыванские мастера на Парижской и Лондонской выставках XIX в. заслужили много медалей за изготовление ваз из яшмы, которые были в то время очень популярны.
В настоящее время во многих музеях России и зарубежья красуются изделия из ревневской яшмы. Это и монолитные колонны в Эрмитаже, большие вазы, отделанные бронзой в Русском музее, два камина в Минералогический музее им. А.Е. Ферсмана в Москве. И, конечно, "Царица ваз" в Эрмитаже. История ее, от "рождения" до "выхода в свет", занимает тридцать долгих лет.
В 1819 г в Ревневской каменоломне был найден монолитный одиннадцати-метровый участок породы. После того, как отделили монолит и отколовшийся затем кусок камня, осталась пригодная для обработки глыба в 5,6 м. Кабинетом Александра I предписано было изготовить из этой глыбы элипсовидную чашу. Усилиями более пяти ста человек камень переправили на Колыванскую шлифовальную фабрику, где около одиннадцати лет выдалбливалась и отполировывалась емкость чаши, наносился орнамент. Камень для пьедестала вазы нужен был без внутреннего изъяна, нашли его не сразу. После того, как чаша и пьедестал были готовы их погрузили на специальные сани, запряженные 154 лошадьми и довезли до пристани на Уральской реки Часовой. Затем по реке на барже переправили до Петербурга. В 1849 г. ваза была установлена в проезде нового здания Эрмитажа, т.к. ваза не проходила в дверной проем ни одной залы. Через некоторое время проезд загородили стенами и гигантская ваза нашла свое пристанище. У "Царицы ваз" не зря такое название – это самая большая ваза в мире. Высота ее с пьедесталом равна 257 см, большой диаметр равен 504 см, меньший диаметр равен 322 см. Вес гигантской вазы равен 19 тонн.
"Царица ваз" это символ богатства земных недр Алтайского края, показатель высокого профессионализма колыванских мастеров. Не даром ее изображение красуется на гербе Алтайского края.
Колыванская фабрика работает и до сих пор. Мозаичные полотна для речного вокзала в Барнауле, для Новосибирского метро изготовлены из яшмы и других поделочных камней мастерами Колыванской камнерезной фабрики. Вазы из ревневской яшмы украшают улицы и скверы города Барнаула.