Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей.

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с перепадом высоты 500-600 м (могут быть погрешности в измерении), «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).Горный Алтай : Кату-Ярык : Финишная прямая спуска и стоянка Кату-Ярык у  подножия перевалаГорный Алтай : Кату-Ярык : Буксировка на перевал От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину.

Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или других баз.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

В настоящее время становится популярным маршрут Чуйский тракт — Перевал Кату-Ярык — Южный берег Телецкого озера — Переправа на Северный берег Телецкого озера в Артыбаш и Иогач, поэтому посмотрите:

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото
  1. Цветение маральника 2024 от Чемала до Чулышмана.   (8 дней, 42000/46000 р., 5-7 чел.)
  2. Джиптуры по топовым местам Алтая.  (7 дней, 70000/90000 р., 3-16 чел.)
  3. Актру - плато Укок - Телецкое озеро  (12 дней, 63000/77500 р., 6-15 чел.)
  4. Кругосветка Алтай Энерджи  (5 дней, 47500 р., 1-6 чел.)
  5. Джип тур (лето)  (7 дней, 117500 р., 5-15 чел.)
  6. Тур: Комфортный   (10 дней, 121000 р., 3-12 чел.)
  7. Хозяин Небесных Гор  (8 дней, 86000 р., 6-20 чел.)
  8. Горный Алтай  (7 дней, 31500 р., 4-8 чел.)
  9. В долину реки Чулышман (Каменные грибы, водопад Учар) – Телецкое озеро  (5 дней, 43000/53000 р., 6-20 чел.)
  10. Джип тур "Золотое кольцо Алтая. Чуйский тракт - долина р. Чулышман – озеро Телецкое"  (7 дней, 250000 р., 1-4 чел.)
  11. Джип тур "По Южному Алтаю"  (12 дней, 99500/129500 р., 1-4 чел.)
  12. Три вершины  (7 дней, 88500 р., 3-12 чел.)
  13. Джип-тур "Алтай – Тыва"  (14 дней, 425000 р., 6-15 чел.)
  14. Цветущий Алтай  (5 дней, 61000 р., 3-12 чел.)
  15. Весь Алтай за 12 дней (комфорт)  (12 дней, 125600 р., 8-16 чел.)
  16. Золотой Алтай  (7 дней, 84500 р., 3-12 чел.)

    Водные
  17. Рафтинг Чуя – Башкаус – Чулышман  (10 дней, 95000 р., 6-12 чел.)

    Комбинированные
  18. Авто-водный тур "Золотое кольцо Алтая и рафтинг по Нижней Катуни"  (13 дней, 83500/100500 р., 6-20 чел.)
  19. Большой треккинг-тур по Горному Алтаю  (11 дней, 93000/121900 р., 2-7 чел.)
  20. Активный тур по Горному Алтаю - Лайт  (5 дней, 45600/58800 р., 3-7 чел.)
  21. Алтайская неделя  (7 дней, 70200/81500 р., 2-7 чел.)
  22. Авто-конно-водный тур "Телецкое озеро - пер. Кату-Ярык - оз. Арукем - Средняя Катунь"  (11 дней, 99500/109500 р., 6-12 чел.)
  23. Большое путешествие через весь Алтай за 14 дней без рюкзаков  (14 дней, 122000 р., 5-20 чел.)
  24. Авто-водный тур "Золотое кольцо Алтая – Средняя Катунь"  (11 дней, 85000/102000 р., 6-12 чел.)
  25. Алтайский кольцевой с посещением плато Укок (эксклюзивный тур в мини-группах)  (10 дней, 110000 р., 5-6 чел.)
  26. Калейдоскоп Алтайских гор - мозаика странствий  (8 дней, 89520/80600 р., 6-10 чел.)
  27. Спринт  (5 дней, 45000/56500 р., 2-7 чел.)
  28. «Алтайский обзорный активный MAXI»  (10 дней, 104000 р., 1-5 чел.)

    Конные
  29. По Улаганскому плоскогорью  (11 дней, 78500 р., 6-12 чел.)

    Оздоровительные
  30. Мистика Алтая - по Золотому кольцу  (10 дней, 77900 р., 3-6 чел.)

    Туры выходного дня
  31. Перевал Кату-Ярык на выходные   (3 дня, 19500 р., 1-8 чел.)
  32. Весь Чуйский, Плюс   (3 дня, 27000/34300 р., 2-7 чел.)

    Экскурсионные
  33. Весенний Алтай с долиной Чулышман  (8 дней, 57700 р., 6-16 чел.)
  34. Мифический Алтай  (5 дней, 53000 р., 4-6 чел.)
  35. Весь Алтай  (12 дней, 91900/85400 р., 7-16 чел.)
  36. Лучшее на Алтае за 8 дней  (8 дней, 82400 р., 8-16 чел.)
  37. Знакомство с Алтаем за 7 дней (Лайт)  (7 дней, 66500 р., 8-17 чел.)
  38. Алтайский обзорный комфортный тур  (7 дней, 73000 р., 1-6 чел.)
  39. Алтай – Земли Алтарь  (14 дней, 185000 р., 6-12 чел.)
  40. Тайны древнего пути  (10 дней, 132000 р., 6-12 чел.)
  41. Золотое кольцо Алтая  (5 дней, 65000/55000 р., 1-40 чел.)
  42. Алтайская колесница  (14 дней, 77700 р., 2-15 чел.)
  43. Автотур Золотое кольцо Алтая  (7 дней, 59000 р., 7-15 чел.)
  44. По следам алтайских шаманов  (8 дней, 93000/83700 р., 10-18 чел.)
  45. Алтай Хрустальная пора  (5 дней, 32500/35000 р., 4-6 чел.)
  46. Алтайская кругосветка  (10 дней, 98000 р., 2-15 чел.)
  47. Золотое кольцо Алтая  (7 дней, 69000 р., 2-15 чел.)
  48. Старыми тропами туристов  (6 дней, 50000 р., 3-7 чел.)


Опубликовано: 07.06.2010
Обновлено: 12.11.2014
Текст: TURISTKA.RU

5

Услуги и сервис

Населенные пункты