Перевал Кату-Ярык

Перевал Кату-Ярык (в переводе с тюркского — твердая трещина в горе, ущелье, теснина) — ворота в заповедный край — долину Чулышмана, благодаря которым этот сказочный уголок алтайского среднегорья стал открытым миру. Находится он в 47 км от Улагана, в стороне от оживленного Чуйского тракта, на участке дороги, ведущей от с. Балыктуюль на юг Телецкого озера — единственной транспортной артерии, соединяющей долину Чулышмана с большой землей.

Если посередине с. Балыктуюль свернуть направо по указателю "На Балыкчу", то через 31 км живописной грунтовой дороги, петляющей по Улаганскому нагорью, минуя Пазырыкские курганы, любуясь по пути тайгой и голубыми озерами глубоко внизу, Вы окажетесь на перевале. Когда попадаешь сюда впервые, просто дух захватывает от увиденного. Автомобильный спуск уходит вправо, а слева — на высшей точке перевала — расположена смотровая площадка, откуда открываются потрясающие виды: внизу узкой зеленой лентой извивается Чулышман, на противоположной стороне ущелья — Чулышманское нагорье, обрывающееся в долину отвесными скальными стенами примерно километровой высоты, по которым низвергается почти 100-метровый водопад.

На большей части территории нагорья находится Алтайский Государственный Биосферный Заповедник — самый крупный на Алтае. Справа видны несколько зигзагов дороги с перевала, слева — уходящее в сторону Телецкого озера ущелье, по которому течет Чулышман, с обступающими его зелеными и "плюшевыми" на вид горами.

Кату-Ярык — перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема — серпантин спуска. Перевал представляет собой спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана — это 3,5-километровый зигзаг из 9 петель, вырубленный в ~ 70º склоне горы, с 800 м перепадом высоты, «одноколейка» над пропастью, разъехаться со встречными машинами можно только на поворотах (там есть небольшие карманы).Горный Алтай : Кату-Ярык : Финишная прямая спуска и стоянка Кату-Ярык у  подножия перевалаГорный Алтай : Кату-Ярык : Буксировка на перевал От водителя требуется повышенное внимание, и, конечно, лучше спускаться в светлое время суток. Средний уклон дороги ~10º, самый крутой участок — финишная прямая перед выездом в долину. Первопрохождение перевала обычно производит большое впечатление на водителей. Для преодоления перевала (в-особенности, подъема) желательна задне-, либо полноприводная машина, хотя некоторые автомобили с передним приводом с подъемом справляются. Все может сильно зависеть от погодных условий и текущего состояния дороги. В случае, если сложности с подъемом все-таки возникнут, можно попробовать договориться с хозяевами находящихся у подножия перевала стоянки "Кату-Ярык" или других баз. Расценки 2014 года: до первого подъема 2000 руб, до конца перевала — 3000 руб.

Кату-Ярык — перевал полностью рукотворный и появился, как и дорога Балыктуюль-Балыкча, сравнительно недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на южный берег Телецкого можно было только водным путем — по озеру, либо конными тропами. Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время — директору совхоза "Советский Алтай"), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В.Санаа в 1987 г., к сентябрю-октябрю 1989 г. завершилась открытием автомобильного перевала.

Открытие перевала стало открытием новых возможностей как для жителей долины Чулышмана, так и для туристов, получивших возможность проникнуть в прежде недоступный, а потому сохранивший нетронутую природу уголок — исконные земли теленгитов — одного из наиболее воинственных алтайских племен, потомки которых, сохранившие суровые черты своих предков, живут в долине и сегодня, постепенно, но неуклонно перестраиваясь от не слишком дружелюбного отношения к посторонним к гостеприимному. С каждым годом туристическая инфраструктура за Кату-Ярыком становится все более развитой. На территории турбаз сервис, возможно, и не на уровне евростандартов, но гарантированы сохранность имущества и транспорта на время путешествий по окрестностям, да и гостеприимство хозяев баз обеспечивает нейтралитет со стороны местных жителей.

Перевал Кату-Ярык : Активные туры с посещением объекта:

    Авто/мото
  1. Джиптуры по топовым местам Алтая.  (5 дней, 40000 р., 5-13 чел.)
  2. Золотое кольцо Алтая  (4 дня, 12000/16000 р., 1-40 чел.)
  3. Джип тур  (8 дней, 82000 р., 5-15 чел.)
  4. Экскурсионный автотур по красивым местам Горного Алтая  (7 дней, 38500 р., 4-8 чел.)

    Комбинированные
  5. «Алтайский обзорный активный MAXI»  (10 дней, 70000 р., 1-21 чел.)

    Туры выходного дня
  6. Перевал Кату-Ярык на выходные   (3 дня, 12600 р., 1-21 чел.)

    Экскурсионные
  7. Алтайский кольцевой с посещением плато Укок  (10 дней, 65800/57560 р., 6-8 чел.)
  8. Золотое кольцо по Алтаю  (7 дней, 49000 р., 6-12 чел.)
  9. Золотое кольцо Алтая  (7 дней, 40900 р., 2-15 чел.)
  10. Алтайская кругосветка  (10 дней, 56900 р., 2-15 чел.)
  11. Калейдоскоп Алтайских гор - мозаика странствий  (9 дней, 59780/48390 р., 6-18 чел.)
  12. Алтайская колесница  (14 дней, 77700 р., 2-15 чел.)
  13. Знакомство с Алтаем за 7 дней (Лайт)  (7 дней, 42400/49500 р., 5-16 чел.)
  14. Алтайский обзорный комфортный тур  (7 дней, 54000 р., 1-21 чел.)
  15. Алтай сокровенный  (11 дней, 33500 р., 4-10 чел.)
  16. Золотое кольцо Алтая  (10 дней, 35600 р., 6-12 чел.)
  17. Лучшее на Алтае за 8 дней  (8 дней, 47900/59500 р., 5-17 чел.)
  18. Весь Алтай за 12 дней  (12 дней, 69400/84900 р., 5-16 чел.)


Опубликовано: 07.06.2010
Обновлено: 12.11.2014
Текст: TURISTKA.RU

5

Услуги и сервис

Достопримечательности