Алтай > Новости

11.11.2007

Дороги Горного Алтая станут визитной карточкой региона

Развитие дорожного хозяйства и транспортной инфраструктуры — один из главных пунктов в программе социально-экономического развития Республики Алтай. Поскольку единственный вид транспорта, осуществляющий все перевозки грузов и пассажиров в регионе, автомобильный. Глава Республики Алтай Александр Бердников неоднократно говорил о том, что дорожная политика региона будет направлена на создание современной сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровня населения. Кроме того, направление развития автомобильных дорог в качестве одного из приоритетных обозначено в Посланиях Президента РФ В. В. Путина двух последних лет.

Напомним, что в качестве основных направлений подпрограммы обозначены мероприятия по реконструкции автомобильной дороги М-52 "Чуйский тракт", реконструкции и строительству дороги "Черга — Беш-Озек — Усть-Кан — Талда — граница Казахстана", развитию территориальной сети, сохранению существующей сети дорог.

На сегодняшний день сеть автомобильных дорог общего пользования в республике представлена дорогами федерального и регионального значения. Их протяженность составляет 3412,1 км, из которых 538,7 км приходится на дорогу федерального значения М-52 "Чуйский тракт", 2 873,4 км — это дороги регионального значения. Более 80 процентов дорог регионального значения имеют твердое покрытие, хотя этот показатель весьма приблизителен. На многих дорогах это покрытие представлено щебеночно-гравийной смесью природного состава. Таким образом, технический уровень существующих автомобильных дорог не соответствует современным, а тем более перспективным требованиям.

Новое дорожное кольцо — реальность.

В настоящее время в Республике Алтай реализуется ряд крупных проектов, которые напрямую зависимы от состояния дорог. В Горном Алтае много привлекательных для оздоровления и отдыха мест, однако развитие идет на территории вдоль Катуни и Чуйского тракта. Намерение Правительства Республики Алтай — обеспечить цивилизованное развитие территории всей республики в соответствие с разработанной учеными генеральной схемой размещения туристических объектов.

С этой целью ведется работа с федеральными органами по созданию особой экономической зоны на площади 1600 га в районе Каракольских озер. Это позволит привлечь средства федерального бюджета на строительство дороги к озерам через села Кызыл-Озек — Бирюля — Александровка — Урлу-Аспак, а в перспективе замкнуть кольцо с выходом на тракт у села Эликманар.

На данный момент по распоряжению Правительства Республики Алтай проведены подготовительные работы и проводится процедура заключения государственного контракта с ОАО "Сибмост" по строительству дороги Урлу-Аспак — Бирюля. Это стало возможным благодаря поддержке намерений Правительства республики со стороны крупной корпорации АФК "Система".

Дочерняя компания этой структуры, ВАО "Интурист", уже ведет строительство крупного оздоровительного комплекса в районе села Урлу-Аспак. Более 200 жителей близлежащих сел смогут получить работу после реализации проекта. Опасения наших земляков о том, что на работу будут приглашены люди из соседних регионов, не оправдано, поскольку Правительство республики и руководство компании договорились о том, что при приеме на работу приоритет будет отдаваться местным кадрам. Тут уж все зависит от нас самих. Пуск первой очереди комплекса намечен на конец ноября 2007 года. Сейчас ведется работа по набору кадров. Более 50 человек приступят к работе в декабре текущего года.

Чуйский тракт станет четырехполосной дорогой первой категории.

В рамках создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в районе села Соузга планируется строительство курортного комплекса для семейного отдыха. В рамках создания объектов внешней инфраструктуры будет проведена реконструкция Чуйского тракта на сумму более 4 млрд. рублей. 64 километра от границы республики до села Усть-Сема станет четырехполосной дорогой первой категории. Это сделает проезд более безопасным и комфортным, позволит увеличить поток туристов в республику.

Тем не менее, и сегодня на отдельных участках дороги обновляется асфальтовое полотно, устанавливается освещение, благоустраиваются придорожные торговые павильоны. По замыслу руководства республики у памятника Шишкову в Манжероке и у "Аржан-Суу" вместо малопривлекательных ларьков должны появиться современные торговые комплексы. В Правительстве республики уже разработаны инвестиционные проекты по развитию этих торговых площадок.

2007 год — год мостов.

Развитие дорожной сети в республике невозможно без строительства мостов. Почему текущий год Глава республики объявил годом мостов? Потому что сегодня у нас эксплуатируется 377 мостов длиною 7728,19 пог. м., из них 159 мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. Это в основном деревянные мосты 60-70-х годов постройки.

В настоящее время построены два моста в Кош-Агачском районе. Это мосты через реки Чаганка и Тамба-Суу. В этом году завершено возведение моста в Ело и моста через ручей без названия в районе села Туекта.

Достраивается в Усть-Коксинском районе мост Огневка — Мараловодка, в этом году объект будет сдан в эксплуатацию. В этом же районе в 2007 году начато строительство нового моста в селе Банное. Работы по возведению переправы начинались еще пять лет назад, тогда были забиты первые опоры. Но по различным причинам несколько раз стройка останавливалась. Александр Бердников взял этот объект под свой личный контроль — ведь строящийся мост является жизненно необходимым для местных жителей. В селе Банное проживает около 400 человек и другой переправы через реку в этом месте сегодня нет.

Ввод моста планируется на следующий год, при этом Глава Республики Алтай распорядился запустить первую очередь моста, без асфальтового покрытия, в ноябре этого года.

Под будущее финансирование, за счет подрядчика компании ОАО "Сибмост" ведется строительство мостов через Лебедь в Турачакском районе и Каракокша в Чойском районе, которые пострадали в результате паводка 2007 года. Средства на строительство мостов будут выделены из федерального бюджета в 2008 году благодаря активной политике Главы Республики и поддержке фракции "Единой России" в Государственной Думе РФ. Александр Бердников неоднократно встречался с руководителем Федерального дорожного Агентства Олегом Белозеровым, во время этих встреч были решены вопросы об увеличении финансирования строительства моста через реку Лебедь с целью обеспечения его ввода в действие в 2008 году. А при поддержке партии "Единой России" в Госдуме РФ принято решение о выделении республике дополнительных средств на возведение моста через Каракокшу.

Безусловно, важнейшим стратегическим объектом является мост через реку Катунь, строящийся на Чуйском тракте рядом с селом Усть-Сема. Передача моста в федеральную собственность позволила значительно ускорить темпы работы. На сегодняшний день на данном объекте произведены работы объемом более 280 млн. рублей, а общая стоимость строительства составляет около 487 млн. рублей. Ввод моста при условии стабильного финансирования федеральным центром запланирован на следующий год.

Несмотря на объективные претензии к состоянию наших дорог, можно все-таки констатировать очевидный факт — нынешний год стал переломным в развитии дорожной сети Республики Алтай. Проделана большая работа и создан серьезный задел на будущее. Стабильность экономики нашего государства, достигнутая под руководством Президента России Владимира Путина, позволяют нам с уверенностью говорить о том, что невыполнимых задач нет. И дороги Алтая станут такой же визитной карточкой региона, как и неповторимая красота природы Республики.