11.03.2008
В сегодняшнем (11.03.2008) приложении "НГ-Энергия" "Независимая газета" опубликовала актуальную подборку материалов на "газотранспортную" тематику. Две публикации, представляющие противоположные точки зрения, непосредственно касаются проекта газопровода "Алтай" из России в Китай.
В результате реализации проекта "Алтай" Россия сможет диверсифицировать направления экспортных поставок
Сергей Александрович Правосудов - кандидат исторических наук директор Института национальной энергетики.
Разговоры о начале поставок российского газа в Китай идут уже давно. Однако пока не понятно, когда именно они начнутся. В марте 2006 года ОАО «Газпром» и китайская госкорпорация CNPC подписали соглашение о том, что российский газ будет приходить в КНР по двум газопроводам – Западному и Восточному в объеме около 68 млрд. куб. м ежегодно. Предполагалось, что первый газ поступит китайским потребителям уже в 2011 году. Сегодня понятно, что этот срок будет перенесен, так как сторонам не удалось договориться о цене на голубое топливо. Китайцы, естественно, стремятся сэкономить, а «Газпром» не готов поставлять газ в Китай дешевле, чем в Европу. Рано или поздно компании придут к соглашению, так как газ китайским потребителям необходим.
Газ вместо угля
Сегодня около 70% потребностей китайской энергетики удовлетворяется за счет собственного угля. Однако в скором времени рост добычи угля начнет стремительно отставать от увеличения потребностей экономики КНР. Китай уже начал импортировать уголь из других стран. Кроме того, сжигание угля в огромных количествах привело к экологической катастрофе в крупных китайских городах. Это вызывает обеспокоенность мирового сообщества, которое в условиях глобального потепления активно борется за снижение выбросов парниковых газов.
Вполне вероятно, что Китай столкнется с давлением со стороны международных структур, которые потребуют от него проведения эффективной политики в экологической сфере. Следовательно, китайцам непременно придется увеличивать импорт голубого топлива, так как собственных ресурсов газа им явно не хватит. Крупнейшим поставщиком газа в Китай скорее всего будет соседняя Россия, которая обладает самыми большими в мире запасами голубого топлива.
Западный газопровод под условным названием «Алтай» должен соединить месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составит почти 2,7 тыс. км. В результате реализации этого проекта Россия сможет диверсифицировать направления экспортных поставок, так как сегодня газ из России поставляется только в Европу и страны ближнего зарубежья.
Осуществление проекта «Алтай» приведет и к росту благосостояния населения малоосвоенных регионов Сибири. В Алтайском крае уже сегодня идет интенсивная газификация. В прошлом году газ пришел в курортный поселок Белокуриха. Всего в регионе планируется обеспечить голубым топливом 117 тыс. квартир в 297 населенных пунктах.
Некоторые наблюдатели высказывают опасения, что газопровод «Алтай» может уничтожить уникальный природный парк на плато Укок в Республике Алтай. Но эти высказывания весьма далеки от истины.
Дело в том, что парк поделен на несколько участков: зона заповедного режима «А», в пределах которой запрещено любое хозяйственное и рекреационное использование территории; зона с ограниченным режимом пользования «Б», в пределах которой допускается строго регулируемое посещение и ограниченное ведение хозяйствования; рекреационная зона «В», в пределах которой допускается ведение экскурсионной, туристской и хозяйственной деятельности, регулируемой парком. Трасса проектируемого газопровода «Алтай» как раз проходит в пределах рекреационной зоны «В», в которой допускается ведение хозяйственной деятельности.
Кроме того, не стоит забывать, что «Газпром» накопил огромный опыт создания газопроводов в различных природных условиях. Например, совсем недавно завершилось строительство газовой магистрали «Голубой поток», которая прошла по уникальным природным зонам Краснодарского края. Перед началом строительства также было много сомнений и споров. Затем экологи были вынуждены признать, что флора и фауна здесь практически не пострадали. За строительством газопровода «Алтай» также должны наблюдать экологи и представители общественных организаций, чтобы не произошло никаких нежелательных эксцессов.
Альтернатива не просматривается
Восточный газопровод должен доставить в Китай голубое топливо с месторождений сахалинского шельфа и Якутии. В настоящее время построен газопровод от Сахалина до Хабаровска, но его необходимо модернизировать и продлить до Владивостока. От него и будет построено ответвление в Китай. Сегодня по этой магистрали в Хабаровский край поставляется газ проекта «Сахалин-1». «Газпром» ведет переговоры о покупке всех объемов голубого топлива, добываемого в рамках этого проекта. Российское правительство активно поддерживает корпорацию в этом вопросе. Также «Газпром» рассчитывает получить лицензию на право освоения нераспределенных участков в рамках проекта «Сахалин-3». Вслед за сахалинским газом в восточный газопровод пойдет голубое топливо из Чаяндинского месторождения (Якутия).
Вопрос о схеме освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения (Иркутская область) пока не решен. Его географическое положение позволяет направить газ как на восток, так и на запад. Ситуация осложняется еще и тем, что Ковыкта содержит большие запасы ценнейшего сырья – гелия. Поэтому начинать ее масштабную разработку без создания мощного газоперерабатывающего и газохимического комплекса нецелесообразно.
Альтернативой российским поставкам в Китай может быть сжиженный природный газ, но получить здесь выигрыш в цене китайцам не удастся. Власти КНР рассчитывают еще на газ Туркменистана и Казахстана, но пока не очень понятно, из каких месторождений они его смогут получить. Казахстан подписал с «Газпромом» долгосрочный контракт на поставку газа со своего крупнейшего месторождения Карачаганак. Получается, что китайцам остается надеяться только на небольшие ресурсы восточных регионов этой страны.
Туркменистан заключил с «Газпромом» контракт на ближайшие 20 лет о поставках газа с действующих месторождений. Более того, газ, который планируется добывать на шельфе Каспийского моря, Туркменистан также пообещал поставлять «Газпрому», для чего предполагается построить прикаспийский газопровод. Китаю остается надеяться на новые ресурсы голубого топлива, которые, может быть, будут обнаружены на правом берегу реки Амударьи.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Китаю непременно понадобится российский природный газ, так как реальных альтернатив пока не наблюдается. Создание системы магистральных газо- и нефтепроводов сблизит наши страны, что мы наблюдаем на примере Европы. Понятно, что далеко не всем в мире придется по душе сближение России и Китая. Поэтому можно ожидать, что противодействие реализации российско-китайских газопроводных проектов будет очень сильным.
Источник: "Независимая газета"
Китайский газовый путь
Всемирный фонд дикой природы (WWF) России предлагает оценить геополитические и экономические выгоды от оптимизации маршрутов экспорта голубого топлива
Евгений Аркадьевич Шварц - директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук, почетный работник охраны природы Российской Федерации
Всемирный фонд дикой природы (WWF) России совместно с десятками других природоохранных организаций России ведет кампанию по защите плато Укок в Республике Алтай. WWF России было собрано более 5,2 тыс. подписей россиян под обращением к первому вице-премьеру правительства РФ, председателю совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрию Медведеву с призывом изменить маршрут газопровода в Китай, который компания планирует проложить через природный парк «Зона покоя Укок» в Республике Алтай, являющийся частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».
В решении 31-й сессии Комитета Всемирного природного наследия ЮНЕСКО (июль 2007 года) однозначно говорится: «Комитет Всемирного наследия также отмечает, что строительство газопровода через территорию объекта Всемирного наследия создает четкие предпосылки для перевода территории в список Всемирного наследия под угрозой».
Мы убеждены, что возможны более экологически оптимальные и экономически эффективные альтернативные варианты маршрута газопровода из России в Китай. Тем не менее строительство газопровода сейчас запланировано именно через охраняемую природную территорию, что затрагивает международные обязательства Российской Федерации.
Предлагаемый альтернативный маршрут проходит по старому Чуйскому тракту и частично пролегает по территории Монголии. Нам этот путь кажется предпочтительным, во-первых, потому, что он позволяет обойти территорию Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, и, во-вторых, потому, что в этом случае газопровод пройдет по давно освоенному транспортному коридору с уже существующей инфраструктурой и населением.
Вариант прохождения трассы газопровода «Алтай» через плато Укок в настоящее время недостаточно обоснован, и технико-экономическими расчетами в том числе, по сравнению с маршрутом напрямую в Китай восточнее Монголии с использованием газа с Ковыктинского (Иркутская область) или Чаяндинского (Республика Саха (Якутия) месторождений. В частности, отсутствуют адекватные расчеты потенциальной прибыли и рентабельности данного маршрута газопровода с учетом позиции Китая по закупочным ценам на газ по оценкам независимых экспертов, при стоимости 1000 кубических метров газа менее 150 долл. США проект может быть убыточным для «Газпрома». Тем более при необходимости минимизации потенциального ущерба окружающей среде, который будет нанесен в результате строительства инфраструктуры, обеспечивающей сооружение и эксплуатацию газопровода.
В то же время по инициативе экологических НПО и компании ТНК-ВР в 2007 году был выполнен взвешенный сравнительный анализ наиболее экологически, экономически и социально приемлемых маршрутов транспортировки газа из России в Китай с Ковыкты и ряда других месторождений Восточной Сибири. Эксперты и РАН, и МГУ, входившие в аналитическую рабочую группу, были предложены и совместно согласованы и компанией ТНК-ВР, и экологическими НПО. Результаты этого анализа были представлены всем заинтересованным сторонам, доступны для специалистов и общественности и известны компании «Газпром». С точки зрения экономической, экологической и социальной приемлемости восточный маршрут выглядит предпочтительным, да и восточные районы Китая более развиты, чем западные.
Нам кажется, что замалчивание и уход от серьезного обсуждения экологических проблем в деятельности компании создает и будет создавать в будущем серьезные проблемы для развития ОАО «Газпром» как глобальной энергетической компании. Именно поэтому мы приняли решение обратиться к председателю совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрию Медведеву от имени тысяч наших сторонников. Предыдущий опыт попыток наладить конструктивный диалог с компанией говорит о том, что проблема может быть решена только на уровне руководителей, способных серьезно обсуждать сложные комплексные проблемы и принимать политически значимые решения.
Источник: "Независимая газета"
Альтернативная экология транспортных потоков