20.03.2008
Директор по развитию туристического агентства «Охота», президент Алтайской региональной ассоциации туризма Татьяна Сажаева проанализировала предложения и динамику цен по Алтаю в сравнении с двумя предыдущими годами.
Инвестиционный бум на Алтае продолжается. На рынок активно выходят новые игроки: многие потенциальные инвесторы находятся на стадии принятия решения и формирования бизнес-плана, многие на стадии активного строительства и реконструкции. Меняются владельцы средств размещения, перераспределяются доли между учредителями. К каждому сезону строится и вводится в эксплуатацию несколько абсолютно новых объектов, туристических баз, на территории бывших деревенских домов вырастают мини-гостиницы, коттеджи, я не говорю уже про «зеленые дома», когда в самых популярных туристических районах только ленивый хозяин не пускает «на постой» туристов. Эта тенденция характерна практически для всех активно развивающихся туристических районов (Чемал, Берег реки Катунь, озеро Ая, север Телецкого озера, Бирюзовая Катунь, Белокуриха). В потенциально интересных районах для развития туризма (Яровое, Солонешное, Колывань) такие точки роста только наметились, но динамика уже есть.
Устойчивые игроки на рынке (владельцы средств размещения, туроператоры, занимающие достаточно вменяемую позицию и объем в общих продажах по Алтаю) пытаются усилить свои позиции активной реконструкцией своих объектов, вводом в эксплуатацию новых корпусов и категорий размещения, путем расширения спектра предложений и выхода на новые рынки сбыта.
Абсолютная цифра средств размещения на Алтае по прошлому году составляла около 400 средств размещения в разных туристических районах Алтайского края и Республики Алтай в этом году к продаже предлагается еще около десятка новых. Например, «Гостевой дом Евдокимовых», «Алтайские зори», «Глобус+», «Усадьба Саржевских», «Эрмитаж», «Бирюзовая Катунь», «Алтай-village», готовится к вводу два новых объекта в Белокурихе.
Четко наметившееся разделение средств размещения на туристические районы по расположению, общей ценовой политике сохраняется и в этом году. Активнее всего динамика видна по туристическому району «Бирюзовая Катунь», как активно развивающейся зоны пляжного отдыха и развлечений. В пиковые даты высокого летнего сезона прошлого года очередь из машин, пытающихся проехать по мосту к искусственному озеру «Бирюзовая Катунь» достигала около 5 км. Активная PRкомпания особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» сыграла на то, что среди потенциальных покупателей-жителей СФО спрос на отдых в этом районе возрос, однако он значительно опережает предложения (на сегодняшний день в районе «Бирюзовой Катуни» всего шесть средств размещения общей емкостью 220 основных мест). Поэтому неслучайно, что туристические базы, расположенные по берегу реки Катунь от села Манжерок до села Усть-Сема, активно позиционируют себя как «район Бирюзовой Катуни», рассчитывая оттянуть на себя часть туристов, планирующих отдых рядом с искусственным озером. Это, конечно, не могло не сказаться на политике цен средств размещения, расположенных как непосредственно рядом с озером, так и на всех туристических базах, расположенных в радиусе 20 км.
Среди всего многообразия предложений по Алтаю четко выделяются приоритетные продажи, которые заявляются практически всеми туроператорами. Это те средства размещения, которые занимают вменяемую позицию в общих объемах продаж, выдерживают заявленные в начале сезона цены, те которые предоставляют операторам гарантированные блоки мест и постоянно совершенствуют инфраструктуру. Практически все такие средства размещения представлены в нашем новом каталоге, а именно:
19 санаториев, престижных пансионатов и экономичных гостиниц Белокурихи
20 активных маршрутов и экспедиций по Алтаю
4 тура по Монголии
3 детских программы
доставка из Барнаула, Новосибирска, Кемерово
А что в этом году с ценами на Алтае? Конечно, к высокому летнему сезону цены вырастут, но не у всех и не значительно. Более того, не смотря на значительную скрытую инфляцию цены на проживание в летнем сезоне на многих туристических базах в будние дни остались прежними, а на выходные увеличились от 10 до 20%. Ради чего представители турбизнеса готовы уменьшить свою норму прибыли? За прошедший летний сезон явно прослеживается тенденция, когда на пиковые выходные даты все средства размещения переполнены, а в будние дни загрузка не превышает 40, а на популярных туркомплексах 70-80%. Это обусловлено и все увеличивающимся количеством игроков на рынке (количество средств размещения разных категорий на Алтае с каждым годом все увеличивается) и тенденцией, когда для жителей ближайших сибирских городов Алтай место для отдыха по выходным. Не последнюю роль играет и тот факт, что отдых за границей становится все доступнее (удобные прямые вылеты из крупных городов до морских курортов, правильная ценовая политика операторов по зарубежному отдыху). Одним из выходов из сложившейся ситуации для владельцев средств размещения на Алтае стала «консервация цен» на уровне прошлого года на будние дни, что дает потенциальным туристам возможность экономить практически 20% в сравнении со стоимостью проживания на выходных в этом же номере.
Анализ цен по туристическим районам на категории Д (летний домик) и СТ (стандартный комфортабельный номер): самая высокая цена удерживается на туристических базах в районе Бирюзовой Катуни и в радиусе 20 км в туристическом районе Берег реки Катунь, самая низкая цена на туристических базах северной части озера Телецкое. Анализ цен, сложившихся на курорте Белокуриха в сравнении с другими туристическими районами удивил, т.к. цены на проживание в этом районе вполне сравнимы с ценами в районе Чемала, озера Ая и значительно ниже цен Бирюзовой Катуни.
Сравнительная таблица цен на указанные категории по всем районам:
Cтоимость проживания на 1 чел в сутки (место в 2-хместном номере) | ||
---|---|---|
туристический район | Д летний, отдельно стоящий домик | СТ однокомнатный номер с санузлом |
БЕРЕГ РЕКИ КАТУНЬ | 300-400 р | 1000-1200 р |
ЧЕМАЛ | 300-500 р | 1240 р |
ОЗЕРО АЯ | 330-400 р | 1350 р |
БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ | 570 р | 1400-1920 р |
ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО (север) | 300-400 р | 500-950 р |
БЕЛОКУРИХА | | 650-1200 р |
Стоимость размещения в летнем домике по всем районам выровнялась около 300-400 р (исключая цену на нескольких туристических базах, где минимальная цена 250 р и максимальная 500 р обусловлена маркетинговой политикой этих средств размещения), при этом минимальная стоимость на Телецком, максимальная на Бирюзовой Катуни.
Стоимость размещения в однокомнатном комфортабельном номере от 500 до 1920 р в зависимости от туристического района.
Общая тенденция спрос на комфортабельное размещение до конца не удовлетворен, а предложения по летним некомфортабельным домикам близок к перенасыщению. За одну и ту же стоимость в 500 р в одном районе можно претендовать только на размещение в летнем домике, в другом за эти же деньги в комфортабельном номере.
Минимальная цена «пакета» (проживание, 3-хразовое питание) на выходные на популярных туристических комплексах от 1500 р за 3 дня / 2 ночи на 1 человека в летнем домике, от 2900 за 3 дня / 2 ночи на 1 человека в комфортабельном номере.
Cтоимость проживания на 1 чел на выходные (3 дня / 2 ночи, место в 2-хместном номере) | ||
---|---|---|
туристический район | Д летний, отдельно стоящий домик | СТ однокомнатный номер с санузлом |
БЕРЕГ РЕКИ КАТУНЬ | 1800 р | 3100 р |
ЧЕМАЛ | 2000 р | 4850 р |
ОЗЕРО АЯ | 1500 р | 3600 р |
БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ | 2140 р | 5400 р |
ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО (север) | 1700 р | 2900 р |
БЕЛОКУРИХА | | 4000 р |
Еще одно немаловажное замечание по Алтаю. Четко наметилась тенденция у серьезных средств размещения в сторону развития собственной лечебной базы. Фитопаробочки, пантовые ванны, массажи этим уже никого не удивишь. Конечно, это не привычная лечебная путевка как в Белокурихе, ведь по заверениям медиков, курс процедур, по определению не может быть циклом менее 10. Это просто оздоровительные, spa процедуры. И это однозначно привлекает туристов на более продолжительные сроки отдыха, но при этом в перспективе создаст конкуренцию пансионатам Белокурихи.
Создаст ли солнечное затмение ажиотажный спрос на турбазах Алтая и приведет ли к повышению стоимости? Активного повышения спроса от потенциальных покупателей нет это событийное мероприятий больше раскручивается в Новосибирске (а жаль). Пока видна тенденция к повышению цены на активные туры на период с 24.07 по 04.08 и это вполне оправданно, единственный вопрос а если будет плохая погода?