24.06.2009
С 9 по 12 июля вблизи села Ело Онгудайского района Республики Алтай состоится Международный курултай сказителей. В этом году Курултай сказителей проводится уже в шестой раз. Первый Международный Курултай сказителей состоялся пять лет назад в урочище Кара-Тый на территории Улаганского района Республики Алтай.
Основными целями проведения Курултая сказителей являются сохранение древнейших традиционных жанров народного творчества горлового пения и сказительского искусства, демонстрация многоликой самобытной культуры народов Центральной Азии. Сказительство исполнение героического эпоса или авторского текста это древнейший жанр устного народного творчества, сохранивший особенности центрально-азиатской народной культуры. Этот уникальный вид творчества донес до наших дней традиции мифосложения, способы передачи из поколения в поколения национальных духовных и нравственных ценностей.
По информации Республиканского Центра народного творчества, в этом году основное внимание будет уделено сказительскому искусству участников курултая. В отличие от сопредельных территорий, где бытует искусство горлового пения, сказительское искусство сохранилось до настоящего времени только на Алтае.
Международный Курултай сказителей проводится по двум номинациям сказительское искусство и виды горлового пения. Кроме того, в рамках Курултая пройдет внеконкурсная программа для участников и гостей из регионов России, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также будет проводиться выставка-ярмарка изделий народных промыслов и сувенирной продукции, будет работать "Город мастеров", где народные умельцы продемонстрируют искусство резьбы по дереву, шитья национальных изделий из кожи и меха, изготовление домашней утвари, игрушек.
Справка: Наиболее распространенный стиль горлового пения на Алтае это низкий стиль хатхара (кыргыраа) особенный низкий гортанный голос. От хрипа этот голос отличает свободное звукоизвлечение, без напряжения голосовых связок. Такой же малой напряженностью отличаются средний (кхомей) и высокий (сыбыскы) стили горлового пения, как они представлены на Алтае. Это позволяет излагать, петь насыщенные содержанием тексты героических эпосов, что не встречается в других традициях горлового пения.