Алтай > Новости

19.07.2009

Государственная инспекция по маломерным судам провела рейд в Горном Алтае

Без каски за адреналином

Инспекторы водных дорог — так называют сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам — людей в форме МЧС, патрулирующих реки и озера. Экипажи патрульных катеров — гроза для недобросовестных судовладельцев. Так же, как инспекторы ГИБДД, они проверяют документы, комплектацию спасательных средств и штрафуют тех, кто нарушает правила движения, только не дорожного, а водного.

8 июля инспекторы ГИМС на борту катера «Спринтер» в очередной раз патрулировали акваторию нижнего течения Катуни. Чтобы проверить документы заинтересовавшего судовладельца, инспектор подает сигнал по громкоговорителю, после чего подходит к борту. Протокол о взыскании штрафа составляется, если есть проблемы с комплектацией судна, с экипировкой пассажиров или не в порядке документы.

Каска, штраф и ожидание

Первым задержанным нарушителем в этот день стал инструктор одного из многочисленных коммерческих рафтов, проходящих ежедневно по Катуни (по данным инспекторов ГИМС в обычные дни здесь проходит примерно по шестьдесят лодок, в выходные их количество увеличивается в два раза). Человек, который несёт ответственность за пассажиров и должен обеспечивать их безопасность, сам пустился в экстремальное путешествие без каски. Халатная самоуверенность привела к незапланированной остановке рафта: инструктору пришлось заплатить триста рублей штрафа, пассажирам — подождать, пока инспекторы заполнят необходимые при этом документы. Остальные подобные нарушения в этот день устранялись «в звуковом режиме»: рафты не останавливали, делая замечания по громкоговорителю. «Большинство судоводителей знают, что есть Государственная инспекция по маломерным судам, мы постоянно дежурим на реке, и они стараются не допускать нарушений, выполняют наши требования», — комментируют происходящее инспекторы.

Экстрим на полную катушку

При общении с водой нарушение, кажущееся мелким, когда все проходит хорошо, может стать причиной трагедии, когда что-либо случается. Буквально за день до означенного рейда на Манжерокском пороге перевернулся рафт, на борту которого находились 12 человек: пассажиры из Новосибирска, Омска, Екатеринбурга, в их числе девятилетняя девочка. По сведениям ГИМС, лодка принадлежит фирме «Рандеву» (предприниматель Шишкова, администратор Ермоленко), зарегистрированной в поселке Катунь Алтайского района Алтайского края. После переворота инструктор не успел собрать людей в рафт, и их понесло быстрым течением реки. Шестеро туристов добрались до берега самостоятельно, троих, в том числе девочку, подняли на борт инспекторы проходившего мимо патрульного катера ГИМС Республики Алтай. Еще троих спасли сотрудники постоянного контрольного поста ПСО УГОЧС и ПБ Алтайского края. Всех пострадавших доставили на берег, где оказали доврачебную помощь. Экстрима они отведали «на полную катушку».

Переворот заказан. Спасение — как повезет

Манжерокский порог — один из самых «густонаселенных» участков Катуни – находится под постоянным наблюдением МЧС. Однако даже это, учитывая характер реки и интенсивность сплавов, не дает туристам гарантии полной безопасности. В этот раз «приключение» закончилось благополучно. Не факт, что дальнейшие «безбашенные» водные путешествия обойдутся без жертв.

Часто можно услышать нарекания в адрес водных инспекторов: «донимают проверками, отнимают время, а как спасать – их не дозовешься». Однако в случае с каской избежать штрафа и потери времени на его оформление можно было очень легко: надень человек каску изначально, и претензий ни у кого не возникло бы. В случае же с переворотом инструктор и пассажиры вообще должны молиться на сотрудников МЧС, что те именно в этот момент оказались поблизости со своими проверками, иначе…

Кстати, за несколько дней до описанного происшествия инструкторы того самого «Рандеву» ворчали на инспекторов, что мешают работать, а буквально за два дня до него сотрудники ГИМС подняли на борт патрульного судна двух участников очередного «заказанного переворота».

Им страх и правила не ведомы?

Порой удивляет отношение родителей к своим детям, но в данном случае еще больше удивляет отношение инструктора к работе и клиентам. Люди приезжие, любуясь красотой и мощью наших рек, бывает, начисто забывают об опасности, которую они представляют при небрежном к себе отношении. Люди местные, тем более работающие на реке, несмотря на ГОСТ, по которому «на каждого ребенка должен приходиться один взрослый, умеющий плавать и не занятый управлением судна», думается, все же должны догадываться, что детей лучше не сажать в тот рафт, который готовится к перевороту посреди Катуни.

Коммерческие сплавы — основная головная боль инспекторов Майминского участка ГИМС. По сути, они (сплавы) должны приносить не только прибыль хозяевам лодок и отчисления в бюджет, но и вносить вклад в создание имиджа нашей республики как интересного и благополучного в отношении туризма региона. Но «благодаря» таким вот «капитанам» название региона снова звучит на просторах страны, вызывая у туристов не самые лучшие ассоциации, а журналисты из соседних краев и областей дозваниваются до нас в поисках подробностей водных происшествий.

ГИМС проводит подобные рейды до окончания навигации. Сколько еще жизней будет спасено инспекторами, и сколько их будет подвергнуто неоправданному риску со стороны инструкторов, не ведающих правил и страха?


Галина Миронова
Источник: Пресс-служба ГУ МЧС по РА



Информация от ГУ МЧС по Республике Алтай:

В период с 6 по 12 июля 2009 г. в рамках проводимой МЧС России операции «Пляж-2009», на озере Телецком и в нижнем течении реки Катунь проведен рейд ГИМС по Республике Алтай, совместно с ГИМС по Алтайскому краю и по Кемеровской области.

Цели рейда — организация взаимодействия инспекторского состава ГИМС МЧС России смежных субъектов Сибирского федерального округа в осуществлении контрольно-надзорной деятельности, проведение профилактических мероприятий в местах организации туристических маршрутов, местах массового отдыха, а также выявление и пресечение правонарушений в области обеспечения безопасности жизни людей на водных объектах Республики Алтай.

В рейде участвовали 15 госинспекторов ГИМС, представитель Сибирского регионального центра, представитель СМИ МЧС России по Республике Алтай. Были задействованы теплоход «Скат-1», два катера «Спринтер-51В», мотолодки «Мастер-500», «Стрингер-550», 2 автомобиля.

В ходе совместного рейда сотрудниками ГИМС спасено 3 человека, осмотрено 272 маломерных судна, проведено техническое освидетельствование 4 баз для стоянки маломерных судов, 5 объектов массового отдыха у воды, 8 маломерных судов. Было выявлено 56 нарушений Правил пользования маломерными судами. К нарушителям приняты следующие меры: составлено 56 протоколов об административных правонарушениях, назначено 56 штрафов.

В патрулировании озера Телецкого приняли участие спасатели Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда им. Зюкова, временно базирующиеся в с. Артыбаш, сотрудники Алтайского государственного заповедника. Проведена подводная съемка теплохода «Ирбис», затонувшего в 1990-е гг. в заливе Камга озера Телецкого.

В ходе рейда проведен семинар с работниками Алтайского государственного заповедника в п. Яйлю, по вопросам правил пользования маломерными судами и правил охраны жизни людей на водных объектах.

В результате проведенного совместного рейда, поставленные задачи выполнены.