Алтай > Новости

03.11.2009

Территорию Алтайского заповедника будут патрулировать на гидросамолете

Летом 2009 года было проведено первое пробное авиапатрулирование заповедной территории на гидросамолете. По мнению заместителя директора Алтайского заповедника по охране Сергея Спицына, использование гидросамолетов имеет большую перспективу. Гидросамолеты просты в эксплуатации, малозатратны по стоимости использования, способны преодолевать огромные расстояния. А скорость гидросамолета позволяет ему преследовать и догонять самый скоростной катер на озере. Помимо патрулирования, такая летательная техника может быть успешно использована для заброски и вывозки полевых групп, снабжения кордонов, учета животных и пр.

Территория Алтайского заповедника расположена на площади 881238 га, что составляет почти 10-ю часть территории Республики Алтай. Охраняемая территория растянулась на 230 километров с юга на север, при средней ширине 30-40 км, в большинстве своем местность отдаленная и труднопроходимая, патрулирование которой — не простая задача. В отделе охраны Алтайского заповедника идет постоянный поиск использования новых подходов к охране территории, которые повысят ее эффективность.

Так, например, в 2008 году на территории Алтайского заповедника успешно прошла апробация уникальной системы спутникового слежения для борьбы с браконьерством (спутниковые антибраконьерские датчики установлены в рамках реализуемого проекта при поддержке ПРООН/ГЭФ). Летом в 2009 году было проведено пробное авиапатрулирование прителецкой территории на гидросамолете, а также состоялся рейд в южную часть заповедника на мотоциклах. Возможно, решение многих проблем охраны территории придет с использованием этих необычных и непривычных для горно-таежной местности средств передвижения. Так, с помощью гидросамолета возможно преодолевать при сравнительно небольших затратах достаточно большие расстояния и оказываться практически в любой нужной точке заповедника.

Первое пробное авиапатрулирование на гидросамолете территории Алтайского заповедника было проведено летом 2009 года. Главной целью пробного полета была оценка летных качеств самолета в непростых метеоусловиях Телецкого озера (частые грозы и сильные ветра) и прилегающей высокогорной территории, уровня его надежности и безопасности, а также его пригодности для патрулирования огромной территории заповедника.

Для испытаний использовался двухместный самолет на поплавках "Птенец-2". Пилотировал аппарат его владелец — Владимир Лучкин (г. Новосибирск). В качестве пассажира-наблюдателя, присутствовал начальник охраны Алтайского заповедника Сергей Спицын. Полет проходил в условиях предштормовой и штормовой погоды — над Телецким озером заходила гроза. В ходе полета поддерживалась УКВ-радиосвязь с дежурной службой Алтайского заповедника.

В результате проведенных испытаний были сделаны выводы:

  • самолет летать в грозу может, но лучше плохую погоду пережидать на земле (или на воде)
  • самолет с пассажирами и грузом может преодолевать самые высокие перевалы заповедника
  • запас топлива позволяет ему без дозаправки пролететь заповедник из конца в конец и вернуться обратно (например, из Яйлю до Джулукуля и обратно)
  • скорость самолета позволяет ему преследовать и догонять самый скоростной катер на озере
  • кроме пассажира самолет может нести небольшую дополнительную нагрузку до 40-60 кг в кабине
  • самолет очень легкий (250 кг) и быстро разбирается, а в сложенном виде транспортируется в прицепе легкового автомобиля
  • для взлета и посадки требуется не более 100 м (может использовать в качестве аэродромов многочисленные озера заповедника, которых более 1000)
  • управление самолетом может освоить практически каждый, кто пройдет соответствующие курсы обучения пилотов.

В качестве топлива используется относительно дешевый 92-й бензин и его расход невелик (стоимость патрулирования низкая). Обзор из кабины вниз и стороны просто великолепен. Спаренное управление и система самоспасения самолета делают его эксплуатацию еще более безопасной (парашютная система рассчитана на плавный спуск самого самолетика вместе с пассажирами и грузом). Заднее расположение винта повышает безопасность взлета и посадки с воды (нет опасности зацепить его за воду).

Главный вывод: использование подобных гидросамолетов для патрулирования территории заповедника вполне реально и перспективно. К настоящему моменту имеется договоренность между владельцем гидросамолета и руководством отдела охраны Алтайского заповедника об использования летательного аппарата в целях патрулирования охраняемой территории.

По мнению заместителя директора Алтайского заповедника по охране территории Сергея Спицына, уже недалек тот час, когда в охране активно будут использоваться такие небольшие гидросамолеты, ведь первый шаг уже сделан.



Отдел охраны Алтайского заповедника