14.07.2011
В селе Карпово Краснощековского района Алтайского края открылся музей русских народных инструментов, созданных жителем этого села потомственным крестьянином, мастером-самоучкой Александром Епифанцевым. Сейчас в коллекции около 60 экспонатов, среди которых гармони, скрипки, колесная лира (сложнейший инструмент, распространенный у многих народов, на Западе он назывался «органиструм», а на Руси «рыля»), жалейки, гусли и многое другое. Выставка размещена в небольшом доме, который принадлежал родителям Александра и хранит тепло рук его матери: все скатерти, наволочки, покрывала, многочисленные рушники вышиты ею, и все это воссоздает неповторимую картину быта русских крестьян. В музее-усадьбе можно будет не только осмотреть всю коллекцию и испытать звучание понравившихся инструментов, но и поселиться на какое-то время в доме, и вместе с мастером попробовать изготовить свой собственный музыкальный инструмент.
Александр Епифанцев мастер-самоучка, изготавливающий музыкальные инструменты разных народов похоже, прославит свой край. Слава алтайского Страдивари вышла далеко за пределы родного села Карпово он лауреат многочисленных фестивалей, на которых выступал с народным коллективом «Земляки» и со своими музыкальными инструментами, его мастерство оценил Заволокин. Сейчас его флейты, волынки и другие его шедевры покупают и увозят за границу, недавно он получил приглашение на международный фестиваль.
Семья Александра была очень музыкальная, инструменты взять было негде, поэтому мастерили их сами. Кем только не работал мастер в своей жизни: художником, сварщиком, кузнецом, резчиком по дереву, сантехником… Целенаправленно Александр Епифанцев начал изготавливать музыкальные инструменты всех времен и народов в 70-ые годы прошлого века, и постепенно это превратилось в смысл всей жизни. Некоторые инструменты он создавал годами. Так, 25 лет ушло у него на то, чтобы создать армянский дудук, от звуков которого «плакать хочется». Самое интересное, что армянские, украинские, эстонские, молдавские, татарские инструменты он может изготовить, глядя на репродукцию, старинную гравюру, либо даже ориентируясь на рассказы очевидцев и тех, кому довелось играть на них. Студенты Академии Искусств подарили ему Детскую энциклопедию музыкальных инструментов разных народов мира там лишь названия и фотографии, но эти рисунки вдохновили мастера на создание новых шедевров. И каждый раз он пытается через инструмент познать душу другого народа, осмыслить, почему возник инструмент именно в этой культуре.