14.12.2011
Администрация города Барнаула приняла перспективную целевую программу по развитию туризма в городе на 2012-2016 годы с бюджетом в 10 миллионов рублей. Деньги будут выделены из городского бюджета. Всего в программе запланировано порядка 20 мероприятий, 8 из них профинансируют уже в 2012 году. По официальным данным, В 2010 году Барнаул посетило 72 тыс. туристов, менее 3% из них воспользовались услугами экскурсоводов. Власти считают, что реализация пятилетней программы позволит увеличить поток туристов на 10-15%, а спрос на услуги туристической отрасли на 20-30%.
Перечень мероприятий, которые планируется профинансировать:
Разработка туристского путеводителя - каталога города 1500 тыс. руб.
Разработка бренда города 500 тыс. руб.
Ежегодное издание календаря мероприятий, проводимых в городе 1500 тыс. руб.
Гранты на разработку туристского продукта 400 тыс. руб.
Конкурсы на лучшие экскурсионные маршруты 200 тыс. руб.
Участие в выставках всех уровней 1880 тыс. руб.
Создание туристско-рекреационного кластера (в т. ч. реконструкция туристических объектов) 4000 тыс. руб.
Организация научно-практических конференций 20 тыс. руб.
Создать бренд города
Похоже, эту идею по созданию бренда для российских городов сегодня не продвигает только ленивый. Вот и Барнаул вслед за сибирскими городами решил наверстать упущенное. К тому же, в Алтайском крае имеется удачный опыт Бийск презентует себя как «Золотые ворота Алтая», и федеральный бюджет финансирует создание туристического кластера в нем. Сейчас администрация «Алтайского края» разрабатывает новый туристический продукт «Большое Золотое кольцо Алтая», где отправной и конечное точкой является Барнаул. У пиарщиков Барнаула есть выбор, как подать город – сделать ли упор на его горнозаводском прошлом, либо на его бытность торговым центром, либо на его особом статусе аграрной столицы?
На разработку бренда Барнаула администрация города выделяет 500 тыс. руб. бюджетных средств уже в следующем году. На разработку концепции туристско-рекреационного кластера в городе заложено 4 млн. руб. Планируется, что самое деятельное участие в создании данного документа примет комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации г. Барнаула во главе с председателем Александром Сарычевым. Так или иначе, бренд города, скорее всего, будет связан с историческим прошлым Барнаула. Но если мы посмотрим, в каком состоянии находятся исторические памятники города, например, памятник федерального значения комплекс сооружений Барнаульского сереброплавильного завода, впору за голову хвататься. Территорию завода, с которого фактически начинался Барнаул, арендует спичечная фабрика, за высокими заборами видно, что исторические здания сильно обветшали и разрушились. Как же показывать туристам столь неприглядные места? Оказывается, выход есть, нужно просто «обучить» экскурсоводов, и тогда хороший экскурсовод сможет заставить туристов «увидеть» не ветхие сооружения, а то, чем они являлись два века назад.
Создать реестр экскурсоводов.
Развитие туризма в Барнауле начнется с придания законного статуса экскурсоводам. В конце ноября в Алтайской Торгово-Промышленной Палате прошла встреча представителей администрации города, туристических компаний, музеев и учебных заведений, и комитета Алтайской ТПП по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности. Как выяснилось на «круглом столе» на тему «Проблемы экскурсионного туризма в г. Барнауле», в столице Алтайского края не хватает не только продуманных экскурсионных программ, но и знающих экскурсоводов. Да и существующие экскурсии большим спросом у туристов не пользуются. Большое количество экскурсий проводится непрофессионалами, частниками, проводят экскурсии и сельские учителя, приезжающие с учениками в город. Участники конференции предложили восстановить единую систему подготовки и оценки экскурсоводов, в том числе через реестр аккредитованных организаций. Для повышения уровня предоставления туристских услуг в Программе до 2016 года запланировано проведение 10 обучающих семинаров по вопросам действующего законодательства в сфере туризма, а также проведение научно-практических конференций.
Создание благоприятных условий для развития внутреннего туризма
Создатели программы развития туризма г. Барнаула на 2012-2016 год признают важность этого пункта в достижении главной цели привлечении туристов. В программе содействие проведению ярмарок, народным промыслам, увеличение количества торговых точек с сувенирной продукцией, разработка экскурсионных программ. Все это очень хорошо, но финансируется почему-то только выпуск ежегодного календаря, в котором будут отражены все мероприятия Барнаула, интересные для среднего туриста. Почему-то на создание календаря в течение 5 лет из бюджета выделят 1,5 млн. рублей, а финансовая поддержка в разработке экскурсионных программ ограничится 200 тыс. руб. на проведение конкурса на лучшие экскурсионные маршруты и 400 тыс. руб. на гранты по разработке туристского продукта. Возможно, поэтому некоторые эксперты туристического рынка скептически относятся к данной программе, рассматривают ее как очередное проявление бюрократии, а не творческой мысли?
Власти планируют создать Интернет-портал о Барнауле с посещаемостью до 10 000 человек в год, на котором туристы смогут не только узнать о существующих достопримечательностях и туристических услугах, но и заказать такси и др. Предполагается размещение информационных стендов (и терминалов) на железнодорожном, речном и автовокзалах, в аэропорту, а также издание рекламных буклетов тиражом 5000 экземпляров.
Представители коммерческих туристических организаций надеются, что внедрение Программы по развитию туризма, подключение административных ресурсов позволит создать единые правила игры для всех участников туристического рынка, создать инфраструктуру для развития туристического потенциала города.