Алтайский Марс, подъезжает микроавтобус, оттуда выгружается человек 10 Гид машет рукой в сторону первого Марса и говорит: вон туда – логово волчицы (а это всего лишь местная легенда), вон там - отпечатки древних рыб (это не рыбы, это колонии мелких организмов – мшанок), а сам садится в теньке пить чай…
Перевал Карагем, отличная ясная погода и вдали четко виднеются зубцы Катунского хребта и прекрасная гора Белуха. Подъезжают два УАЗа Патриота (не буду рассказывать, как они кипели на подъеме на перевал). Из них выпархивает девушка и с энтузиазмом начинает рассказывать остальным, показывая на Белуху: «Смотрите, вон там – плато Укок! А это виднеется Тавын-Богдо-Ола!» Занавес…
Как можно перепутать две самые значительные вершины?
На мой взгляд, даже не видев их в реале, это сделать невозможно. В интернете достаточно картинок и они очень непохожие. Но нет пределов человеческому невежеству и жаль, что большинству туристов достаются именно такие «знатоки». А недавно участница нашего тура рассказывала, как овраг около села Ортолык гид выдавала за трещину после Бельтирского землетрясения 2003 года…
На самом деле, трещины невелики и неглубоки, их ширина не превышает 30-50 см. Разница очевидна. Но ведь так здорово напугать туристов масштабами катастрофы! И ведь никому и в голову не придет сопоставить с размерами «трещинами» окружающий пейзаж без повреждений…
…А это рассказ одной девушки, которая поехала из Питера на Алтай в первый раз в жизни:
«Нас было трое бесстрашных, один другого интереснее. Мои попутчики - Арина и Виктор - москвичи, объездившие полстраны, любознательные и веселые, засыпали вопросами гид, на большинство которых он выдавал коронную фразу то ли заготовленную заранее для надоедливых туристов, то ли придуманную на ходу
"ну, это теперь никому не известно!"
Откуда сюда пришли скифы? Ну, это теперь никому не известно!
А почему тут такой рельеф местности? Ну, это уже никому не известно!
А почему петроглифы тут нарисованы тонкой линией, а тут будто выдолблены..... ну, вы поняли)).
Мы не нашли Аскатские озера - "Голубые глаза Катуни", зато прогулялись вдоль берега. Просьбы остановиться в понравившихся местах чаще игнорировались - у нас нет на это времени. Зато увидели столько всего из окна автомобиля, проезжая мимо.
Апофеозом же стала наша прогулка под, точнее, над Кош-Агачем, в тридцатиградусный крепчающий мороз под занавес дня. Посетив в начале дня Тархатинский мегалитический комплекс, гид предложил сходить к еще одному комплексу из камней, прогулка по его расчетам должна занять не больше часа в обе стороны. Где-то в районе села Тобелер, мы оставили водителя с машиной и двинули вверх по склону, чем выше, тем снега становилось больше. И если в начале пути было по щиколотку, то уже через метров триста каждые два-три шага я проваливалась по колено. Идти было сложно, но мы трое оказались стойкими и не ныли, и раз гид сказал идти, там будет красиво, мы шли.
А вот гид... гид сказал, что промочил ноги, идти нам надо до воооон тех камней и долго не задерживаться, он пойдет к машине и там нас дождется. В этом месте конечно, нужно было повернуть всем обратно, но любопытство взяло верх над здравым смыслом мы дошли до камней, которые без какого-то вступительного слова ничем не отличались от других.
Некоторое разочарование и сложность проделанного пути (а последние метров сто мы шли проваливаясь в снег на каждом шагу) компенсировал жемчужный закат.
Южно-Чуйский хребет парил над облаками, мягкость его линий никак не ассоциировались с суровостью этих мест. Кош-Агач топил печки, солнце очень теплое на вид, но совершенно не греющее, заливало все вокруг золотом. Но вот оно спряталось за тучу, а оттуда прямиком направилось за горы, сумерки загустели, мороз усилился, а мы только выдвинулись в обратный путь. Наши следы, конечно же, потерялись, сумерки сменила темнота и ориентирами нам служили огоньки села. Связи не было. В сущности заблудиться было негде - это обнадеживало, но спускались мы дольше, чем поднимались, замерзли, проголодались и осерчали. Было около -30…» (Евгения Эс).
Или например собеседование с претенденткой на должность гида.
Многолетний стаж, руководитель турклубов, знания правил и регламентов… Крупная дама, ярко-синие пятна век, красная помада, властный голос и жесты. «Так! – вот здесь мы построим лабиринт и будем рассказывать туристам, что тут древнее место силы. Туристы же любят места силы, сделаем маршрут и будем водить их сюда. Укок? Да знаю я его! И Тавынку знаю (Тавын-Богдо-Ола — Пят Святых Вершин)». Не знаю, как вам, но для меня в Чуйской степи она была совершенно чужеродна. Хотя кому-то наверное, такие нравятся…
Беда это наверное, общая. Нет никакой школы подготовки гидов. Вроде бы есть соответствующий факультет в ГАГУ (думала даже сама туда поступать), но я не вижу ни одного выпускника который работал бы по этой специальности. Потрясающие кадры готовит ТГУ, видела студентов, проходящих практику в Чуйской степи. Но куда они деваются после окончания обучения? В результате гидами работают студенты, просто случайные люди и самоучки. Проблема еще и в том, что гид — это работа сезонная. А что делать в остальные 9 месяцев? Вот и ищут люди, где лучше… Но если вам вдруг посчастливится найти человека, который искренне любит место, где он работает, изучает его, знает со всех сторон и с удовольствием о нем рассказывает — хватайте и берегите! Напишите про него отзывы, где только можно, расскажите о нем своим знакомым. Ведь сейчас единственный способ найти хорошего гида — это «сарафанное радио»…
Текст и фотографии Ирина Дмитриева "Аккол Тур"