Старт был назначен на 24 августа. В 16 часов возле вокзала города Барнаула наша команда и собралась. Всего участвовало 6 человек: Чулышман Володя с дочкой, ваш покорный слуга, Кирилл с Женьком и Александр. Молодые Кирилл с Женей ехали для получения впечатлений от Off-road по тайге, Александр служил оператором, ибо планируется в планах несколько фильмов о путешествиях в Сибири, а понять, что же такое прелесть Сибири можно только в таких экстремальных мероприятиях. Володя же был нашим главным Человеком-водителем и, как Член Клуба, организатором и вдохновителем всего мероприятия.
Уже к ночи без особых происшествий на дороге, проехав Иогач, остановились на ночлег в стороне от дороги. Время было позднее, а поэтому перекусив на скорую руку, поставили палатку и вот она первая ночь в тайге.
Только с утра мы смогли оценить всю прелесть выбранного для стоянки места. Какой же чистый. Бодрящий воздух окружал нас в первозданной красоте сибирской тайги! Пока половина состава продолжала видеть сладкие сны я, Кирилл и Женя обследовали местность. Совсем рядом, через дорогу, протекает речка Иогач, что нам как раз для приготовления сытного завтрака и нужно было.
Подкрепившись, начинаем основную фазу всей разведки поиск дороги на Балыкчу. Дорога идет накатанная, за окнами чудеснейшие виды. Останавливаемся на одном из перевалов, дарящем чудеснейшие пейзажи со своей вершины. Находим тут и первый чистейший снег. Красота! Вот когда снег по-настоящему удивляет и радует в конце августа :)
По серпантину спускаемся вниз, и вот хорошие дороги заканчиваются. Тут уже обычную легковую машину не увидишь. В основном видим следы лесовозов, тракторов, редко УАЗиков. Не доезжая Обого, сворачиваем налево, ориентируясь по пунктирной линии, которая обозначена на карте и которая, на наш взгляд, и приведет нас к искомой дороге.
Перед самым выездом установили GPS. Работал он у нас не важно, то ли мы в настройках не разобрались, то ли нужна система мощней, еще предстоит разобраться. Пока же он у нас периодически терял связь со спутниками. Но помощь все же оказал большую, ибо на имеющихся картах какие-никакие, а тропы, да дороги обозначены, что несомненно облегчало наши блуждания.
По карте ясно понимали, чтобы двинуться дальше по направлению нам необходимо преодолеть перевал, а следовательно нужна дорога, которая или его объедет, либо идет прям через него. На поиск этой дороги и убиваем целый день. Отправной точкой становится деревянный дом, расположившийся рядом с накатанной дорогой. Хозяина мы так и не нашли, а поэтому и расспросить кого-нибудь возможности у нас не было. Но установили, что все более-менее проходимые дороги так или иначе связаны с этим домом, который как раз находится у перевала. Исследовав несколько тупиковых дорог, проделанных только для вывоза леса, решили обследовать перевал пешкой. В итоге уже вечером решаем поиск прекратить, и останавливаемся на ночлег рядом с найденным в тайге домиком. Увы, его внутреннее состояние оставляет желать лучшего. Но зато в нем находим сухие дрова, рядом костровище, а больше нам ничего и не нужно. Так заканчивается очередной день нашей экспедиции.
На утро понимаем, что допустили промах. Ночью неожиданно прошел дождь, немного промочив толком незакрепленную палатку и ее обитателей. Но это не мешает всем в бодром настроении подкрепится, и мне с Володей отправится на пеший поиск, так вчера и не найденной, тропы. Через часть блужданий вышли на более-менее видимую дорогу, со следами проехавшего не так давно Урала. По всем нашим представлениям она и является искомой нами.
Возвратившись в лагерь, собрались и тронулись в путь. Забраться на перевал оказывается не так просто. Во-первых, угол наклона довольно приличный градусов 50-60, во-вторых, после дождя размыло и без того болотистую и непроходимую дорогу. Приходилось кое-где искусственно уменьшать колею, абы не цепляться днищем нашей машины, которую ласково зовут Кузей. Но, в принципе, подъем показался приемлемым и сильно не утомил.
Спускаясь с перевала, слева от машины увидели какой-то домик. Но останавливаться не решаем, ибо впереди чудится хорошая дорога, ведущая к цели. О, как же потом мы об этом домике будем вспоминать!
Пока же километра четыре наслаждались веселыми покатушками на ухабах, небольшими бродами и общением. До первого увязания в болоте. Как-то неожиданно завязли, никто и увидеть толком непроходимые топи не успел. Вроде смотришь трава, как трава, и ехать вроде можно не опасаясь, но наступишь на эту траву и всё, нога скрывается под выступающей водой.
Первое препятствие нас не испугало, скорее наоборот, было интересно преодолеть его. Вокруг были деревья, а поэтому решили залебедится. Саша достал свою камеру. Такие преграды и выходы из них грех не снимать. :) Достаточно быстро, с удовольствием и весельем мы освобождаем Кузю и рвемся дальше, к цели. Но буквально через метров 500 увязаем вновь. На этот раз все серьезней: во-первых, вокруг нет деревьев, то есть на лебедке нас не вытащить, во-вторых, топи тут серьезней и глубже. С этого моменты мы понимаем, что легкого пути у нас впереди не будет, а начался настоящий OFF-Road. Следов от автомобилей тут уже не было. Единственным ориентиром служили нечеткие следы от проезжавших квадрациклов. Дабы вытащить машину, под колеса идут все заготовленные сухие дрова, натаскали камней из реки, расположенной в метрах 500. На этой преграде и замечаем допущенные ошибки: никто не взял бродней, чтобы болота не доставляли столько неприятностей. У нас же спустя полчаса ноги насквозь промокли. А тут еще и сломалась бензопила, что стала довольно критичным и серьезным фактором риска для дальнейшего продвижения. На всех у нас один топор. Но был и свой козырь это неутомимость и энтузиазм Открывателей. Поэтому, потопив под колесами все запасенные дрова, небольшую кучу с трудом принесенных речных камней, убив около часа времени, мы вновь почувствовали твердую почву под ногами.
Теперь уже дорога не сулила легкости, поэтому продвижение проходило очень медленно, осторожно, постоянно необходимо было искать обходные пути. А тут еще грянул дождь, который не останавливался до конца нашей экспедиции, существенно усложнив путь и подмочив все, что было на нас одето. Назвали же мы эту долину Долина Болот и не завидуем тем путникам, которые на ней когда-нибудь окажутся, особенно на автомобиле.
До темна смогли пройти еще километра три. Пока наконец не попали на болото, длиной метров 100. Справа объехать невозможно возвышенность и лес, слева тянется оно далеко и до самой реки. Поэтому оставался один путь прямо. В темноте, промокнувшие до нитки, поливаемые потоками воды с неба, мы укладывали дорогу елками, валежником. Вокруг очень много медвежьих следов, но, на наше счастье, свидеться с косолапым братством нам не пришлось.
Около часу ночи нам удалось преодолеть этот труднейший участок. Проехав немного дальше вновь застреваем, и приходится вернуться немного назад, на участок твердой почвы, где и решили заночевать. Честно говоря, ни хотелось уже ничего, кроме как залезть в машину, немного согреться, снять промокшую насквозь одежду, залезть в спальник и заснуть. Но Володе удается всех расшевелить призывами: Будет огонь будем жить!. Кое-как натаскиваем мокрый валежник, разворачиваем палатку. С помощью бензина и огромного желания костер ожил, позволив нам приготовить вкусный ужин и погреться у своего огня. Так закончился очередной день экспедиции.
Наутро нас всех разбудил неутомимый Володя Чулышман, который с Анюткой спал в машине. Он с утра успел пройти вперед на километр, обследовать местность. И сделать неутешительные выводы впереди ничего хорошего нас не ждет. Пройдя вперед, он наткнулся на широченную и длинную болотистую непроходимую местность, которую объехать нет никакой возможности. Учитывая, что осталось на экспедицию всего два дня, а впереди неизвестно что нас ждало, решили возвращаться назад. Цель – добраться до того домика, который проехали в самом начале Долины Болот, и там уже высушить наконец-то непросыхающую одежду и отдохнуть.
На обратном пути, зная все преграды, ошибок уже не делали. Заранее устилали самые трудные участки елками, тем самым наш Кузя ехал веселее и почти не останавливаясь, а где и застревал, там спасала лебедка. Да и опыт какой-никакой в преодолении препятствий у участников появился. А теплый домик как манил! :)
Без особых осложнений добрались до того места, где застряли почти в начале Долины Болот. И тут уже пришлось подумать. Объехать справа опять же не было вариантов, а слева лес и перевал. Но и прямо проехать увеличившееся после дождей болото не представлялось возможным. Разделившись по парам, пешком обследуем всю окружающую местность в поисках пути. И тут пришел в голову единственный выход, хоть и кажущийся сущим безумием. Решили: поднимаемся вертикально вверх по перевалу, затем параллельно дороги продвигаемся по его вершине и спускаемся вниз, когда самые большие топи будут позади. Для осуществления намечаем дорогу сквозь деревьев, попутно их вырубая и устилая вырубленным ручьи и болотистые участки. Со стороны задуманное кажется не возможным слишком уж рискованным и трудным представляется импровизированная дорога. Но мы рискуем. Кузя едем порожним, дабы облегчить себе задачу. И, о чудо!!! Мы это сделали! Радости нашей не было предела. Вот так, одним махом, мы смогли пройти наиболее сложный оставшийся участок. А уже вскоре подъезжаем к домику. И приятные моменты не заканчиваются. Домик оказывается хорошо сделанным, швы пропенены, внутри хорошие лежаки, стол, печка (!!!), дрова.
Теперь мы уже понимаем, что самое сложное позади. Проходит совсем немного времени. И вот в домике уже жарко, как в бане, вещи развешаны и сушатся, а чайник вот-вот закипит. Благодать да и только. Да, именно такие испытания, экстремальные условия, заставляют почувствовать всю прелесть самых простых в быту вещей, как то тепло, еда, сухость наконец :)
На следующий день отправляемся уже домой, в Барнаул. Изученная и пройденная ранее дорога дается много легче. Застряли всего в паре мест: в одном месте после брода оказался слишком вертикальный подъем, и Кузька побуксовал, помогли опять камни с реки, а в другом месте пришлось пускать в ход лебедку. Трудность представлял уже и конечный спуск с перевала, слишком крутой и размытый дождями. В одном месте пришлось даже перегруппироваться на одну сторону, чтобы машина не перевернулась, а Саша уравновешивал, стоя на заднем бампере. Это было последнее серьезное испытание. Как это было не странным, дождь после нашего спуска закончился, погода улучшилась, и до Иогача было ехать весело и приятно. Причем на обратном пути выбрали новую дорогу и благополучно ее проехали. Пройдя несколько речек в брод, оказались в поселке.
Тут у Володи живут знакомые и поехали к ним, чтобы разузнать побольше о тех дорогах, которые преодолели, видели, и которые нанесены на карту. Какого же было изумление местных охотников-таежников, когда показали им по фотокадрам куда смогли пробраться на Кузе. По их словам мы установили невидимый рекорд, ибо никто даже не осмеливался ехать от того уютного домика, в котором мы провели последнюю ночь, дальше в тайгу. Люди, доезжая до него, оставляют просто транспорт и дальше идут пешком. О, как же было обидно узнать, что до великолепного озера Ижимколь мы не добрались совсем чуть-чуть. Как раз за тем болотом, куда дошел Володя, оно почти и располагается. Знали бы мы, обязательно проторили бы туда дорогу, не смотря на все сложности. А так, уточнили и нанесли на карту пройденное, узнали кое-что новое и интересное, в частности, заброшенную старую деревню, нахождение старого золотого прииска, местоположение форелевых озер и другие интересные места, которые обязательно еще обследуем.
На этом наше путешествие подошло к концу. Да, дорогу на Балыкчу мы так и не обнаружили, и, по словам все тех же местных таежников, ее и нет. Есть только конные тропы и то, довольно трудные в прохождении. Но желание все же, если дорогу и не найти, то проложить, собрав несколько экипажей, все же нас не оставляет.
Говорить же о полученных впечатлениях и эмоциях можно бесконечно долго. Лучше один раз испытать, чем много раз прочитать или увидеть на фото. А поэтому ждем Вас в наши следующие путешествия. А ближайшее уже совсем скоро – 15 сентября стартует экспедиция на плато Укок. До новых ярких встреч, Открыватели и Искатели!!!