А утром проснулись, а палатка вся привалена выпавшим ночью обильным снегом.
Пришлось искать неосторожно оставленную на камнях посуду. На счастье небо вскоре прояснилось. А мы решили брать Кызыл-Тас верхом на Кузе. Для этого пришлось подниматься верхами хребтов. Но Кызыл-Тас была покорена нами.
Затем мы решили ехать до слияния рек Ак-Алахи и Аккола. Но дороги сверху для спуска мы не находим, а посему решаем стать первопроходцами. Это было что-то!!! Спуск оказался ужасно отвесным, а ко всему этому под высокими кустарниками, присыпанными снегом, не было видно ям. Поэтому машину приходилось нам с Пашей постоянно откренивать и уравновешивать, чтобы она не перевернулась.
С огромным трудом, мастерством Вовы, мы все-таки спустились в удивительно правильном месте – как раз возле брода через Аккол. А если бы взяли метров тридцать вправо или влево, то попали бы либо в болото, либо в обрыв. Счастье было на нашей стороне. По карте на противоположной стороне имеется вьючная тропа и вроде есть дорога. Но, проехав с километр, она обрывается, размытая потоками реки. Видимо не мы одни пытались тут проехать, но дороги давно уже тут нет. Пришлось возвращаться и искать новый путь, который мы благополучно и обнаружили.
Продвигаясь вдоль Ак-Алахи, наблюдали большое количество курганов и каменных стел балбалов.
Стоит заметить, что курганные комплексы на Укоке носят сакральный характер. Вытянутые, как правило, в цепочки, они своей формой, ритмами межкурганных расстояний наводят на мысль сравнить их с вершинами нагорья.
Так в археологическом комплексе Укока, находящемся к северу от населенного пункта Бертек, отчетливо просматриваются пять круглых насыпей, ориентированных по линии северо-восток юго-запад. Не только количественно Пять Святых Гор пять курганов, но даже размерами, контурами курганной насыпи комплекс повторяет рисунок главенствующих вершин нагорья.
Конечно же, требуются специальные исследования, которые смогут восстановить в полном объеме мировоззрение и мифологию людей, чья жизнь и деятельность в прошлом была связана с плоскогорьем Укок, однако некоторые их взгляды на окружающий мир могут быть реконструированы достаточно точно. Нынешние жители Алтая впитали в свой духовный мир многое из того, что было открыто их предками и, в первую очередь это касается представлений о святости тех или иных явлений.
Многие ученые сейчас сходятся во мнении, что устойчивая традиция каменных насыпей над захоронениями, даже в тех местах, где использование камня сопряжено с немалыми усилиями (например, в степных районах), свидетельствует о том, что камень всегда воспринимался особым образом.
Это сгустки земли, в которых мифологическое сознание могло вычитывать силу и крепость Бога земли, они также могли быть ассоциированы со структурной основой земли, ее скелетом; и наконец извергаемые при ударе искры из камней связывались с представлениями об огненной природе божества (во многом этому способствовали наблюдения за извержениями вулканов); а далее через образ огня, цепь размышлений, видимо, приводила древних людей к выводам, что жизнь человека, его душа может быть заключена в камне.
Из этих представлений происходят множество сказаний народов Евразии о происхождении человека от камня, об обращении после смерти человека в камень, о том, что из камня произошел первопредок рода. Наглядным примером таких представлений на Алтае является первая гора Бабырган, с которой встречается каждый проезжающий по Чуйскому тракту. Это, согласно легендам, обратившийся в гору богатырь, сын Хозяина Алтая.
Чуринги священные камни известны еще со времен мезолита, и отмечаются повсеместно. Таким образом, каменная наброска, и, тем более, крупные камни на курганах, цепочки вертикально поставленных камней-балбалов несомненно связывались в прошлом с сакральными представлениями. Видимо, стремясь сделать насыпь выше, принося как можно больше камней (что совсем не просто в условиях высокогорья Укока, особенно если учитывать, что часть камней не местного происхождения и специально доставлялись к местам захоронений), строители курганов усиливали масштабами кургана, каменной наброской элемент святости.
Особую ценность представляли неотесанные камни. А. Голан считает, что воплощением божества считались камни в их естественном виде, именно такие камни служили объектом поклонения .
Такие примеры на Укоке можно встретить практически во всех захоронениях. И мы смогли сами наблюдать в комплексе, находящемся на левом берегу реки Ак-Алаха, относящемся к 5-3 вв. до н.э., т.е. времени расцвета пазырыкской культуры, что параллельно восьми курганам располагается цепочка из восьми вертикально стоящих балбалов, где просматривается ориентация по линии восток-запад.
Это позволяет сделать предположение о культовом характере этих сооружений, связанном с солярной символикой. Линия балбалов совпадает с траекторией движения по небосклону светила-божества Солнца. Сами цепочки курганов в одной из красивейших долин Укока Бертекской с четкой метрикой межкурганных расстояний, ориентацией по сторонам и связанностью с формами ландшафта террасами, речными излучинами, очертаниями гор, с одной стороны, говорят о развитом эстетическом чувстве неведомых нам архитекторов, с другой стороны глубоко символичны.
Найдя брод через реку, и оказавшись на другом берегу, встретили еще один жилой зимник.
Всем нам хотелось оказаться на другом берегу Ак-Алахи, где, судя по картам и сведениям, есть зимник и интересующий нас могильник Муанкаре. Не знаем даже, почему он нас так заинтересовал, но уж очень хотелось на него посмотреть, а заодно и погреться в домике. Но алтаец уверил нас, что проехать туда на машине невозможно и что только лошадь средство доставки в это место.
Но Вову так просто не испугаешь. Мы все-таки отыскали брод и благополучно добрались до очень уютного, хорошо сохранившегося зимника. Это было уже ближе к ночи, а поэтому сразу поужинали и легли, уставшие, спать.
С утра вновь выпал снег. Поэтому комплекс курганов, который находился рядом, рассмотреть не удалось. Пока все просыпались, я исследовал близлежащую территорию, облазив горы. Природа вновь доставила истинное наслаждение. Спускаясь к завтраку, натолкнулся на кладку из камней. Что это могло быть мне тяжело судить, но, почему-то подумалось, что натолкнулся на могилу.
Хотелось добраться до могильника Муанкаре на авто, и на карте обозначена вьючная тропа, что вселяло в нас надежду.
Но отъехали мы недалеко, пока на пути не встал очень неудобный брод узкий и высокий, что мешало Кузе подняться.
Пришлось срочно проводить операцию по преодолению препятствий Вова подкапывал берег, а мы с Пашей залезли на гору и скидываем камни вниз, чтобы подложить под колеса.
Через час упорного труда мы победили эту преграду и поехали дальше, но…
Путь на автомобиле почти сразу и закончился. Прижим реки и гор делал невозможным проезд. Началась для нас пешка вдоль Ак-Алахи! Тропа здесь идет по перевалам, то поднимаясь, то спускаясь в лощины. Постоянно менялась погода снег, ветер, дождь, солнце. Но виды нам открывались потрясающие, наводящие на мысли о величии Алтая, гор, о своем месте на земле.
Ведь на простиравшихся перед нами горизонтах, вполне возможно, в это время не было ни одной живой души!!!
По пути встретились пару зимников, и если один был еще более–менее пригодным для ночевки, то второй сгорел дотла. Дойдя до этих зимников, понимаем, что немного ошиблись в расстоянии, и что путь довольно сложный. Все уже были довольно уставшими, но пройти ¾ пути и вернуться обратно это не для нас. Дойдя до последнего перевала перед могильником, мы зашли в тупик. Обрывы и камнепады со всех сторон, сделали этот путь невозможным.
Паша и Юля настолько устали, что решают идти обратно, да и времени уже было много, а ночевать в горах без подготовки и снаряжение малоприятное занятие. Я же с Вовой возвратились немного назад и по ручью поднялись наверх. Тут то мы и обнаружили тропу, по которой нужно пройти до могильника. На это бы нам потребовалось часа полтора, и сжигание последней энергии, а так как усталость уже давила на плечи, решили возвращаться назад. Путь обратно показался нам много длиннее, чем мы ожидали и хотелось. Вначале мы решили идти ближе к реке, что немного было бы легче. Как же мы ошиблись! Внезапно дорога оборвалась скальник и река смыли тропу, и выбраться можно либо совершив немалый путь назад, либо круто поднявшись вверх.
Мы решили подниматься. Эти 300 метров отняли последние силы. Вечерело, и дальше, обессилевшие, шли на автопилоте, надеясь увидеть нашего Кузю. Паша и Юля отстали немного, а мы с Вовой торили тропу. О, как расстояние обманчиво было к нам!!! Казалось, что вот-вот и уже будем на месте, но за поворотом открывались новые горизонты и метры. Кое-как добрались до нашего Кузи, где Сергей ждал нас, так как решил столь долгий путь не делать и изучал окрестные высоты. Меня, вконец обессилевшего, укутал он в спальник, ибо от перенапряжения я вспотел и промерз, меня всего трясло, и зубы отбивали чечетку. Пока я согревался потихонечку, все мысли были с ребятами, Пашей и Юлей, как они доберутся, ведь уже заметно стемнело. И вдруг… Вова сообщил, что видит их… Ура!!! Через пол часа уставшие Паша и Юля на месте… Согрели на примусе воду и, приготовив чай, медленно отходили от напряжения. Затем в темноте добрались до обжитого нами зимника. О, как он стал нам ближе, роднее, будто оказались в доме, в своей крепости.
Растопили печку, развесили промокшие до нитки вещи, мы предались отдыху, ужину и счастью нахождения в тепле. Сон был как никогда сладок.
* * *
На следующее утро нас встречало солнце. Выспавшиеся, бодрые, под музыку мы весело отправились за новыми приключениями. На это раз преследуемой целью были окрестности реки Мукыр, где, по словам алтайцев, очень красивые и труднодоступные места. По пути встретили очередной зимник, а с гор к нам спустился хозяин алтаец на коне.
Пообщавшись с ним, смотря на имеющуюся у нас карту, мы поняли, что в расчетах немного ошиблись, плутанули и оказались не совсем там, где нам казалось. Но расстраиваться нам не пришлось. Впереди по дороге алтаец обещает нам прекраснейшие озера Кальдинкуль и Кальджин-Коль-Бас, а это нас только порадовало. Туда на Кузе и отправляемся. Хозяин зимника сказал, что дорога хоть и плохая, но есть, и мы спокойно сможем там проехать. По пути встречается множество прекрасных озер с ледяной водой и разным цветом воды от голубой, до бирюзовой.
Часто на озерах плавают молодые выводки уток.
И вот тут неожиданно мы попали в болото, спрятанное под высокой полынью. Причем увязли так, что сразу поняли выбраться будет непросто. Деревьев вокруг нет, а значит залебедить Кузю не за что. А он погрузился задним мостом так глубоко, что скрылся весь бак и все левое заднее колесо.
Для начала подкладывали траки и натаскали найденные поблизости бревна от разрушенного сооружения, непонятно каким образом оказавшегося в этих местах, под колеса. Но машина не двигалась ни чуть, а все глубже и глубже уходила в болотину, где глубина была выше пояса.
Вова предложил новую стратегию спасения вкапывать траки в землю на небольшом холме впереди Кузи, затем, привязав к ним трос, встать на них парами и так, соорудив своеобразный рычаг для лебедки, тащить Кузю. Без раздумий соорудили подобный механизм. По рации наладили связь, Паша должен сообщать Вове, если траки начнут двигаться и срываться, чтобы вовремя прекратить натягивать тросы. Но первый блин не удался – внезапно трак, на котором стоял я и Юля, резко сорвался, Паша не успел предупредить Вову, Юля соскочила, а я, стоя впереди, сделав кульбит в воздухе, грохнулся на землю. Трак же улетел в направлении Кузи. Минута молчания, никто даже не успел понять, что же произошло. Но я цел и невредим, страх не наш формат, а спасаться нужно. Более осторожно, постепенно мы тачали вытаскивать Кузю из трясины. Так мы потратили часов 7 . Но победа оказалась за нами. Пока приводили в порядок вещи в авто, привязывали на крышу траки, как-то не обратили внимания, что ударил мороз. Только позже обратили внимание, что в той яме, в которой час назад еще тонул Кузя, вода схватилась льдом, а наши носы стали красные. Чтобы не замерзнуть развлекали себя как могли бегали, танцевали, подтверждая на практике изречение Движение жизнь!. И как было хорошо, что участники экспедиции не теряли оптимизма, и веры в лучшее, даже издеваясь и смеясь над нашим положением. Именно на этом месте в наш лексикон вошла саркастическая фраза Сереги Мы все умрем!. Черный юмор тоже юмор)) Путь назад для нас был отрезан болотом, и нам оставалось ехать к озерам, надеясь, что на пути они нам больше не встретятся. Вечерело. Чтобы не застрять вновь, я отправился вперед, пробивая дорогу впереди пешком. Ребята в это время отогревались в авто, замерзли то не сильно. Путь оказался не простой, одни кочки да ямы. И тут…передо мной расстелилась водная гладь прекрасного Кальдинкуля. Увы, пока насладиться его видами у меня не было времени уже темнело и нужно было спешить найти место для лагеря на ночлег. Тропы или дороги вдоль озера мы не обнаружили, а заметив на холме возле озера силуэт, напоминающий очертанием домик, мы рванули туда. И мы не ошиблись, перед нами был брошенный летник, с прохудившейся крышей, без печки внутри и каких-нибудь бытовых удобств. Это было много лучше, чем спать на открытом пространстве, ведь на улице далеко не тепло, да и ехать уже не было сил. Поэтому, поставив внутри домика палатку, поужинав, укладываемся спать после изматывающего и напряженного дня.
* * *
А с утра, я стоял завороженный, глядя на красоту предрассветного озера.
Над озером нависали прекрасные снежные вершины хребта Южный Алтай и урочища Чолок-Чад, отражаясь в его голубой глади. Сказочные природные замки и дворцы, поражающие величием. Ощущаешь в этот момент себе частичкой чего-то целого, огромного и неподвластного нашему суетному времени. Вечность и покой Космоса в обличии водного зеркала Кальдинкуля.
Я совершил прогулку вокруг озера, любуясь природной красотой и надеясь найти какую-нибудь дорогу. Но вот дороги как раз и не нашел, ибо там, где с гор стекают ручьи в озеро, образовались непроходимые для Кузи болота. Позавтракав, наша команда отправилась на Кузе вверх по горе, надеясь оттуда совершить авторейд по окрестностям озера, созерцая с высоты 3000 метров его красоты. Но не тут-то было. Внезапно на подъеме Кузя у нас сломался. Что-то случилось с задним мостом. Чтобы не терять возможность разглядеть красоту Укока с такой высоты Вова, Юля и Серега пешком отправились наверх, а мы с Пашей решили отдохнуть в машине. Первым вернулся Вова. Понимая, что придется возвращаться к летнику, чтобы выяснить причину поломки, мы с Пашей отправляемся с 5 литровыми болонами, чтобы набрать воды из озера.
Вова же остался дожидаться Юлю и Сергея у авто. Каково же было наше с Пашей удивление, когда, поднявшись с водой к домику, увидели рядом с ним Сергея без авто, Юли и Вовы. По его словам, он облазил все горы в поисках следов, но Кузю так и не нашел, а увидев нас возле озера, подумал, что мы все спустились и ждем его. Что не говори, а мистика тут налицо. Пришлось мне идти назад к Вове с Юлей, чтобы они не ждали и не теряли времени. Но к тому времени, как я поднялся к Кузе, они отправились на поиски Сереги. Оставалось мне только ждать ребят, периодически сигналя подавая знаки, что зову их. Только минут через тридцать запыханный Вова вернулся к Кузе. Теперь уже вдвоем мы ждали Юлю. Минут через пять красная Юлина куртка показалась на вершине горы. Спустившись, Юля рассказала, что ничего не слышала, кроме одного хлопка дверью, причем совершенного Вовой, что тоже выглядело странно, учитывая, что я хлопал дверью не раз, сигналил и кричал в то время, когда Юля была не так высоко. Да уж, задал же нам Укок загадок! И отныне эта вершина, на которой мы все заблудились в трех соснах, получила название для участников Клуба Пик Беликова. Пока готовили ужин, Вова разобрался с поломкой. И ничего обнадеживающего он нам не сообщил порвалась задняя полуось, то есть из 4 колес мы фактически двух лишились. А это, учитывая куда мы залезли, становилось проблемой номер один, ведь зимовать нам тут хотелось не очень.
Решаем наутро искать путь в объезд озера и ехать к пограничникам на заставу Бертек, ведь там уже есть дорога и, значит там, мы что-нибудь обязательно придумаем.
С утра мы с Вовой совершили рейд и без проблем нашли брод через впадающую в озеру речку, и теперь путь к Бертеку стал ясен. После завтрака на поломанном Кузе выдвинулись. Но почти сразу за бродом у нас возникли трудности. Опять болота! Пришлось пешком искать объездные пути, истоптав все горы вокруг. Так, зигзагами, по горам, иногда толкая, подкапывая, медленно ползли мы вперед. Но ближе к вечеру мы все же выбрались на дорогу! 7 километров за пол дня!!!
Дальше поехали на заставу Аргамджи, чтобы уже с военными решить нашу проблему, а именно попросить их вытащить нашего Кузю с Укока, ибо понимали, что перевалы сами не пройдем, а у них возможно будет двигаться транспорт в сторону Кош-Агача или Акташа.
До Гусиного озера доехали без происшествий, встретив только на пути пограничников с Бертека, проверивших наши документы, да увидев знаменитые курганы Бертека, где была найдена принцесса Укока.
Возле озера пришлось преодолевать Верховые болота. Очень своеобразные эти преграды. Вроде дорога, дорога, а потом внезапно на ней появляется яма, заполненная водой, причем может достигать в длину метров 20, да и глубина достаточно большая, что видно по её берегам. На наше счастье погода последнее время стояла хорошая и поэтому вода была небольшая.
Но и это для нашего заболевшего Кузи было серьезным испытанием.
Паша, одев бродни, замерял глубину, нащупывая таким образом путь для авто.
Таким вот образом, без происшествий на этот раз, к вечеру добрались на заставу Аргамджи.
У пограничников узнали, что автоколонна в Кош-Агач будет через два-три дня. Решили на ночлег расположиться где-нибудь поблизости, а с утра сходить к начальнику заставы и узнать точно, чтобы выработать дальнейшие наши действия. Честно говоря, все до того устали и хотели тепла, что, увидев обжитой зимник неподалеку, тут же решили проситься на ночлег у хозяина. Договорившись с хозяином-алтайцем, живущим в зимнике вдвоем с женой, быстро приготовили ужин и легли спать. Как же хорошо спать в тепле, сухости… В настоящем доме!
* * *
На следующий день познакомились с хозяевами более близко. Алтайца зовут Колей, а его жену Надей. Между делом, сходили на заставу, где нам подтвердили, что колонна придет завтра, потом поедет на Бертек и через два дня отправится в сторону Ключей. Обещания начальника заставы, что нас дотащат, успокаивают нас окончательно. Поэтому решили ждать колонну и отдыхать. Сергей купил у Коли молодого барашка, и мы устроили себе настоящий пир. Вообще хозяева оказались очень гостеприимными. Хозяйство у них довольно большое: стадо коров, барашек, овец.
Коля много рассказал об укладе жизни пастухов, способах хозяйствования. В это время угощал нас сливками, молоком, баурскаками (булочки) и вареньем из кислицы. Все это они готовят сами, как и пекут хлеб. Мы же от удовольствия только светились )
Так, за разговорами и общениями, отдыхом и вкусной едой проходит наш очередной день на Укоке.
* * *
На следующий день уже чувствовалось, что отдохнули, силы восстановились, и на месте сидеть не хотелось в ожидании спасения. Я облазил все окрестности, которые только был в силах. Удивительной энергией полны здешние горы, земля. Так, растянувшись на одной поляне под солнечными лучами, весь мир, все мысли покинули меня. Так бы и пролежал, казалось, там целую вечность.
Спустившись к ребятам, мне сообщили новый план действий. Решили не злоупотреблять гостеприимством хозяев, ибо вместо ночи провели тут почти два дня. На прощание меняемся с Колей ножами, чтобы оставить на добрую память о себе и для себя. Спасибо, добрые и милые люди! С теплотой будем мы вспоминать Колю, его простой дом, внимание и заботу о нас.
Заехав к пограничникам, и напомнив о себе, сообщаем, что будем ждать автоколонну у дороги, пробившись на Кузе по возможности дальше.
Добраться же мы смогли до первого серьезного перевала, где наш Кузя встал. Тут и решили устроить лагерь.
На перевале мы провели целый день, ибо военные должны были ехать только на следующий день. А поэтому готовили и кушали вкусного баранчика, лазили по перевалу, устраивали фотосессии, в общем наслаждались покоем.
Погода благоволила нам в этом светило солнце и не было снега, который мог бы завалить перевал и тогда бы нам пришлось туго. Но Укок провожал нас благожелательно.
Встречать военных начали заранее, встали в 6 утра по будильнику, так как проезд колонны ожидали часов в 8. По морозу, который тут устанавливается, чуть только пропадает солнце, и ночью у нас достиг градусов 20, собрали палатку и стали ожидать.
Первым проехал КамАЗ, тянущий поломанный Урал. Проехал, даже не замедлив ход. Нас же должна была вытащить вторая машина. Но и вторая машина промчалась мимо, не сбавляя скорость… Вот тут мы опешили… Ведь это означало, что мы можем нескоро выбраться отсюда.
Услышав гул мотора очередной машины, как оказалось последней, мы изобразили на дороге сцену из Кавказской пленницы. Но водитель Урала сказал, что ничего про нас не знает, и что сами они с трудом поднимаются на старой военной машине. Кое-как нам удалось уговорить подтянуть нас через место, где Кузя забуксовал, и потом подождать уже перед подъемом на сам перевал Теплый Ключ. Но, добравшись до места, где нас должны были ожидать, мы там никого не увидели. Вот она взаимовыручка и помощь! Было жутко обидно. Теперь мы оказались на перевале совсем одни, без надежды дождаться чьей-либо помощи.
Спасение утопающих, дело рук самих утопающих решили мы. Распределив наши силы, отправили Юлю к радоновым источникам, с надеждой, что там кто-то будет на авто и согласится нас немного подтянуть. Сергей с Пашей, у которого болел с утра живот, пошли к близлежащему озеру в тот самый домик, до которого мы на пути сюда не дошли, чтобы приготовить обед. А мы с Вовой начали спасательную операцию по вызволению Кузи. Пришлось счищать снег с дороги, и посыпать наледь на ней землей. Так, продвигаясь по 50-60 метров вперед, мы вытащили нашу машинку к домику с обедом.
Это нас бесспорно обнадежило, а вкуснейший обед, приготовленный Сергеем, подбодрил и придал сил. В это время поднялась вьюга, а завал перевала грозил нас задержать. Поэтому, недолго думая, отправили Пашу на помощь Юле в поиске тягача, и решили рвать вперед с надеждой, что Кузя вывезет нас уставших. И, о чудо! Мы взяли перевал с ходу. И как же вовремя, ибо поднялась страшная вьюга, на расстоянии 5 метров нельзя было ничего разглядеть. Все-таки счастье было на нашей стороне. А мы еще раз убедились, что можно надеяться на кого угодно, но самим не складывать руки никогда.
Уже по пути к источникам встречаем идущий нам на помощь трактор, который смогла найти Юля. Трактор она нашла на облюбованной нами неделю назад обогатительной фабрике, где люди оказались много отзывчивей, чем военные, которым ничего не стоило помочь нам. Договорившись с рабочими, что придем вечером и обсудим, чтобы они нас подтащили завтра, приехали к источникам. Сразу же отправились принимать радоновые ванны и насладиться отдыхом. Чувство преодоления сложностей и радость нас переполняли.
В том же домике, что и в начале экспедиции, мы грелись и обсуждали пережитые трудности. Паша сходил на фабрику и обо всем договорился. А именно в 7 утра нас завтра должен был ждать бензовоз, который нам и поможет проехать последний тяжелый перевал, а мы же поможем и фабрике, согласившись подвести женщину с фабрики до Акташа.
Метель сразу по приезду нашему кончилась, словно последний раз проверив нашу готовность действовать. Все-таки мы прошли испытание Укоком!
Ночью, напоследок, приняли с Вовой радоновое купание.
* * *
С утра на фабрике нас уже ждали. Но для начала нас всех покормили в столовой.
Приятно, когда попадаются в дороге, такие люди приветливые и отзывчивые. Спасибо директору Леше за заботу о нас! Водитель Борис не самый разговорчивый мужик, зато надежный, каких поискать (не сравнить с военными, которые оказались только мастерами разговоров), нас вытащил на дорогу за перевал. И дальше дорога нам показалась чрезвычайно гладкой и веселой.
Спокойно добрались до Кош-Агача и далее Акташ. Все были счастливы, что столь интересное и, как оказалось, непростое приключение подошло к концу. Уже поздно ночью остановились в поле на ночлег, не доезжая километров 100 до Барнаула.
А с утра был праздничный, прощальный для группы, завтрак на природе. Светило солнышко, душа пела, и великолепная наша команда создали неповторимую атмосферу!!!
Спасибо всем участникам экспедиции. Получили незабываемые впечатления, которые не раз будут вспоминаться. Клуб же уже сейчас строит планы на экспедицию Укок-2009. Продолжение следует…