Мы спешим в волшебный край. Где горы манят своим величием и неземной благородной силой, а серебряные ручьи, бескорыстно дарят ладоням, лицу необыкновенную свежесть, и стремятся весело и шумно слиться в бурные сильные реки, которые безостановочно даже ночью ведут свой громкий монолог о вечности мироздания; где воздух, убаюканный на раскидистых ветвях сосен, елей и кедров, поет свою колыбельную, пронизывая своей мелодией всё живоё вокруг… А какая тихая там тишина… И всего лишь за 15 часов от места нашего старта Республика Алтай.
Мы стремимся туда, чтобы встретиться со своей душой и друг с другом. Ну и что, что сейчас сидим рядом в одном автомобиле? Мысленно мы можем быть очень далеко. Суета повседневности незаметно зажимает в тиски, оставляя свободной лишь способность подскочить вовремя на работу. И как-то всё недосуг побыть наедине, выслушать друг друга, понять и оценить смысл того пространства, которое сами же и создаем, а потом в нем ещё и существуем. Это очень важный момент в отношениях пары, если, конечно, эти двое настроены на одну волну и желают эволюции в отношениях друг с другом. Тем более, что у каждого из нас на момент путешествия есть свои нерешенные жизненные вопросы, ответы на которые мы надеемся найти в горном крае.
Поздно вечером мы уже в центре туристических комплексов, расположенных вдоль Чуйского тракта на правом берегу реки Катунь Республики Алтай. Сердце замирает от открывающего взору вида горных вершин, окаймлённых туманом. Значит, совсем недавно здесь был дождь. Местами туман стелется прямо на дороге. Мы въезжаем в эту густую молочную дымку и, крадучись, буквально выползаем из неё. В голове проносится мысль: Горный Алтай встречает нас облаками на асфальте. Можно сказать, что отчасти сбылась детская мечта, когда, запрокинув голову вверх, и любуясь белыми облаками, просто хотелось присесть на одно из них и поболтать ногами. Или ещё лучше: попрыгать с одного облака на другое.
Ночь здесь приходит намного раньше, чем на равнине. Только солнышко скрылось за самой низкой вершиной, так сразу же можно теплее одеваться и встречать ночь. Машина движется вверх по дороге Чуйского тракта, оставляя позади шумные турбазы. Сегодня мы запланировали остановиться на левом берегу реки Катунь в селе Аскат. Село Аскат было основано в 1866 году русскими переселенцами. Аскат расположен в Чемальском районе республики Алтай, в 77 км от Горно-Алтайска, 200 км от г. Бийска, 550 км от г. Новосибирска. Долина Аската уникальна своим климатом, отсутствием комаров, красивым ландшафтом: горы, сосновые леса, горные речки, живительные родники и лечебные озёра. В Аскате активно развиваются народные художественные промыслы, недаром село издревле называют «Городом мастеров». Многие жители села являются художниками и ремесленниками…
Иллюминация осталась тысячи километров позади, многоэтажки с бесконечным количеством освещенных окон, тем самым создающих возможность беспрепятственно двигаться в ночном пространстве, здесь, естественно, не воздвигают, поэтому мелкими автомобильными шажками при свете фар мы подъехали к калитке, на которой была надпись:
Семья Голованей переехала сюда в 1996 году из Запорожья, города, в котором на деревьях и домах оседала не только серая, но и желтая пыль. Они купили землю и дом возле Катуни. И тем самым, я бы сказала, семья пустила здесь свои творческие корни. Которые с каждым годом всё глубже уходят в землю Аската, очень благодатную и хорошо удобренную на духовно-творческие устремления. О чем свидетельствуют и плоды этих устремлений картины маслом и по японскому шелку акварелью, звуки дудочки средь альпийских горок, усыпанных яркими цветами, радушные хозяев дома.
Переночевали мы в летнем домике для гостей усадьбы семьи Головань. Бревенчатый домик с терраской, откуда с утра мы уже любовались видом природы, наполнен гостеприимством и художественным теплом картин, которые, как портреты Алтая, расположились внутри, украшая стены бревенчатого жилища.
Хозяин усадьбы рассказывает, что всё, что нас окружает это результат той энергии, которой невидимо пропитано здесь всё живое вокруг. А живое и вечное здесь все от камня до человека.
Мы ведь всегда считаем, уж раз мы проснулись утром, пьём кофе, беседуем, читаем, смотрим телевизор, ходим на работу, совершаем ещё какие-то необходимые для своего существования действия, то мы живые. Однако такие места, как Горный Алтай, дают ощутить и понять обратное. Можно изо дня в день совершать вышеперечисленные ритуальные действия, но находиться в постоянной спячке. А, как известно, сон это временное отсутствие жизни. И вот мы, думая, что живые, на самом деле пребываем во сне своей жизни. Потому что повседневная суета лишает нас живых ощущений, живых чувств и мыслей.
На Алтае люди пробуждаются, стряхивают с себя сон бытия, оживают. Особенно ярко это «оживание» чувствует тот, кто переехал в эти места на постоянное место жительства. Те таланты и дары, что человек не мог реализовать там, где родился, горы принимают с радостью и благоговением. Поэтому здесь люди свободно сочиняют стихи, рисуют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, которые могли раньше даже в руки не брать, мастерят из глины, дерева, бересты, не получив для этого никакого специального образования. Туристы, кто сталкивается с результатами такого творчества, с плодами живой жизни, никогда не перестают ими восхищаться.
Маленькая речушка Аскатка бежит с гор узкой прозрачной лентой воды, разделяя село на две половинки, и весело сливается тут же на глазах всех присутствующих с бурной Катунью.
Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом "кадын" "хозяйка, госпожа". Начинается Катунь на южных склонах массива горы Белуха, из ледника Геблера. Питание Катуни в теплое время зависит в основном от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15°С. Многочисленные ручьи и реки, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной 50 км и более. Основными из них являются реки Чуя, Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Аргут, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша.
За околицей села Аскат мы любовались настоящим зелёным цветом. Ни пылинки, ни на земле, ни в воздухе. После дождя не то, чтобы вдыхаем, а кушаем огромными вкусными порциями аромат хвои и цветущих растений. Кушаем не только носом и ртом, но даже кожей. На столько алтайский воздух проникает внутрь организма, что вдруг слышишь, как дышит твоя кожа. Вот именно с этого момента мы начинаем пробуждаться на уровне физиологическом, оживаем телом. Не было ещё у нас прекраснее возможности почувствовать себя живым организмом, как здесь, в единении с природой. Ягоды хвойного леса ярко красные, теплые с горчинкой от вспотевшей на солнце влажной земли
Зелень настолько сочная и свежая, что невольно начинаешь завидовать местным парнокопытным, которые, судя по их поведению, считают себя полноправными хозяевами этих мест.
Хранят окрестности села Аскат еще одно из красот и загадок природы, связанное с рекой Катунь. По легенде Хан Алтай по просьбе своей дочери Катуни дал ей глаза, чтобы та смогла видеть его владения. Однако «глаза» открываются только весной и осенью чтобы солнце не спалило их. В Горном Алтае более 7000 озер, а эти два уникальны. Катунь на зиму уходит в основное русло и замерзает, а озера остаются смотреть в небо, как два нестерпимо голубых ока. Благодаря теплым источникам и особому минеральному составу вода в них не замерзает ниже +5 градусов, так что некоторые смелые даже купаются в них. По преданию, вода Голубых озер целебна для глаз.
К сожалению, нам не удалось заглянуть в глаза Катуни, они были закрыты. Но само место, где тихо стоят два небольших озера, привлекает туристов даже летом. Дорога к озёрам ведёт тропками и не каждый автомобиль может преодолеть её препятствия особенно после дождя.
И, если по дороге к озёрам Катунь сопровождает нас шумом и бесконечным бегом известковой волны, то перед своими «глазами», которые по её же просьбе подарил ей Хан Алтай, Катунь замолкает, переходя плавной линией воды от одного озера к другому...
Даже сейчас видно, не смотря на активное таяние горных снегов и изменений высоты реки Катунь, цвет воды в этих природных источниках отличается своей прозрачностью и лёгкой голубизной.
Осенью и весной открытые «глаза» Катуни запечатлены на полотнах местных художников. И можно смотреть в эти глаза бесконечно, наслаждаясь глубиной и мудрость взора этого края.
Республика Алтай, как и любая другая туристическая местность, обильна на всякого рода выставки-продажи. Учитывая то, что ни один человек, побывав в отпуске, в путешествии, в командировке, не уедет без символики того края, в котором он был, алтайские жители выставляют на продажу всю свою фантазию. А она тут очень бурная, как горная речка. Изделий из глины, камня и дерева не сосчитать. Потому что материал, из которого изготавливаются сувениры, просто лежит под рукой. Бери и твори! То же самое можно сказать и о разного рода травах, ягодах и кедровых орехах. В сушеном, моченом, свежем виде, а также в настойках, бальзамах и кремах – живая аптека Алтая, привлекающая достаточное количество покупателей. Единственное, что сразу же избавляло от восхищения и возвращало в реальность бытия, это неоправдывающие себя цены. Поэтому очень часто можно наблюдать туристов, которые просто прогуливаются по рядам, любуясь товаром, и не более.
Туристический бизнес на Алтае только начинает набирать скорость и силу. Ещё семь лет назад, рассказывают местные жители, в этих местах было тихо и самобытно. Вдоль Чуйского тракта у подножия гор и на берегу Катуни тянулись ветхие домишки с огородом и небольшим садиком. Люди зарабатывали на жизнь разведением скота и заготовкой древесины. Бартер тут являлся чуть ли не основным способом быть накормленным и одетым. Прожить в таких условиях трудно. Поэтому для основной части населения туризм, пришедший, как хозяин, в эти места, стал возможностью трудоустройства, а, значит, и полноценной жизни. Одновременно с туризмом на Алтае стало появляться и много переселенцев, поэтому не только берегу Катуни, который теперь усыпан, как ульями, домиками для туристов, но и местным жителям в разных сёлах пришлось потесниться.
Девушка-инвалид переехала из Новосибирска, встретила уже в горах парня из Санкт-Петербурга. Воспитывают троих детей на зелёной полянке своего скромного жилища. И тут же во дворе расположилась их этническая выставка, в изобилии наполненная работами алтайских мастеров по камню, дереву и с глиной. Сама хозяйка выставки рассказывает, что никогда в жизни не работала с глиной, и не имеет никакого художественного образования. Алтай пробудил и раскрыл в ней способность играть на дудочке, изготовленной собственными руками из глины. Эти дудочки-свистульки можно приобрести на выставке просто, как сувенир, потому что все они имеют необычную и не привычную для такого музыкального инструмента форму.
Шестидесятипятилетняя женщина без сожаления рассталась с Владивостоком, в котором прожила основную часть своей жизни, вырастила дочерей, и по зову сердца переехала в Алтайский край, чтобы в полную силу реализовать свою жизненную задачу, которую она перед собой поставила, будучи ещё девочкой и находясь на попечении воспитателей в детском доме.
Не удивительно, что этот край манит к себе людей, которые интуитивно или сознательно ищут себя, стремятся к покою и тишине с целью творческой реализации, работы над собой в направлении самосовершенствования собственного сознания, а значит, и с целью избавления от физических недугов, оздоровления и долголетия. Тем более, что этому так энергетически мощно способствует природа Алтая.
И не случайно домики, оставшиеся без хозяина, сразу покупаются и становятся чьей-то собственностью, замешанной на внутренних пока ещё скрытых от посторонних глаз идеях нового владельца. Вот так и стоит в ожидании обновления домик скульптора, когда-то творившего на этой земле свои чудесные произведения.
Нам никогда не говорили, что сразу на подходе к этому заброшенному домику есть каменная и деревянные скульптуры, взгляд которых чувствуешь, даже не зная о них. И только, когда наши глаза встретились, нам удалось познакомиться с работами скульптора и их сфотографировать. Художественная работа выполнена по дереву и хорошо сохранилась, благодаря заботе и бдительности жителей села Аскат.
Местечко это всегда манило нас своей необычностью. Сразу в двадцати метрах от заколоченной наглухо двери дома обрыв к реке Катунь с живописным пейзажем и всегда нежное утреннее солнышко.
Алтай принял в свои горные объятия разного рода религиозные общины. Здесь можно увидеть развивающиеся на кристально чистом воздухе тибетские флажки, встретить человека, медитирующего на большом скалистом камне, о который бьется бурная вода горной реки, услышать православные молитвы и песнопения, пройти мимо ограды дома, в названии которого есть словосочетание «энергетический центр», встретить молодых людей и рядом женщину семидесяти лет, преодолевших самолетом, а потом поездом тысячи километров с Балтийского моря и Ставрополья, чтобы своими глазами увидеть и своими ногами ступить на ту землю, где-то когда-то творил Николай Рерих…