Взвесив все свои физические и материальные запасы, мы решили принять приглашение, полученное ещё в прошлом году за кружечкой горячего компота, у подножия Белухи, и берём курс из Усть-Кана Республики Алтай в село Топольное Алтайского Края.
Опять наш автомобиль движется, не имея ни малейшего представления о качестве автодороги в выбранном направлении. После того, как Усть-Кан остался позади, деревеньки встречаются всё более унылые и никаких признаков АЗС и МТС
Перевалы в этой стороне напоминают высокие живописные пригорки. Плавный медленный подъем Ябоганского перевала позволяет обозревать широкое пространство вокруг и любоваться темно розовыми островками Иван-чая вдоль дороги.
На пути к Топольному осталось в памяти село Чёрный Ануй. Даже не знаю, почему. Может быть своим названием, а может быть стоимостью мороженого, которое здесь в два раза дешевле, чем всего двадцать километров назад. А может быть и гармоничным сочетанием вдоль дороги села православного храма, памятника В.И. Ленину и обелиска защитникам Отечества.
Путь, который мы выбрали, изобилует горными пейзажами, но совершенно скуден на встречный транспорт и туристические стоянки. Мы уже даже начали сомневаться в правильности нашего направления. Между Краем и Республикой нет пограничных столбов. Поэтому благодаря только придорожной вывеске «Алтайский край» нам стало понятно, что Республика осталась позади.
Край начался дорогой между скал, которая сопровождалась верной и вечной своей спутницей речушкой Ануй. Неожиданно за поворотом появились палатки, следом за ними летние домики какой-то базы отдыха. Как выяснилось, мы проезжаем мимо памятника археологии мирового значения Денисова пещера (600 м над уровнем моря). Она находится в долине реки Ануй, на границе Алтайского края и Республики Алтай, в 4 километрах от деревни Черный Ануй.
Пещера называется Денисовой потому, что во второй половине 18 века в ней жил отшельник Дионисий. Работы по изучению пещеры продолжаются и в настоящее время. И пока неизвестно, что еще скрыто в толще ее исторических слоев. Изучение ее идет комплексно, на ее базе работают палеонтологи, археологи, ботаники и другие специалисты, которые пытаются воссоздать всю картину жизни, природы и человека в древности. Поэтому у отдыхающих здесь туристов есть возможность увидеть, как работают ученые, как сохраняется историческое наследие.
Уточнив у сторожа количество километров до села Топольное, мы продолжаем путешествие по Алтайскому краю. Дорога без всяких признаков асфальта, то ныряет под горку, то поднимается вверх. Долины богатые спелой зелёной травой и невысокие по сравнению с восточным Алтаем горы приветствовали нас со всех четырех сторон. Макушка лета во всём своем великолепии предстала перед нашими глазами.
Вокруг ни души. Местами встречаются стрелочки-указатели, как первые ласточки зарождающегося здесь турбизнеса. Миновали ещё один государственный природный заказник «Каскад водопадов на реке Шинок», экскурсионный путь к которому складывается из 15 км. от Денисовой пещеры на специальном автотранспорте. Информационный указатель на эту тему мы встретили на своем пути у ручья, рядом с шаман-деревом, расположенным примерно в двух километрах от Денисовой пещеры. Так же нам стало известно, что к настоящему времени на территории этого природного заказника зафиксировано 233 вида растений внесённых в Красную книгу Алтайского края.
К середине дня мы добрались до села Топольное. Название турбазы, которую мы искали, местным жителям ни о чем не говорило. А имя её хозяина, приглашение которого мы приняли, наоборот, сельчанам оказалось хорошо знакомо. Кто-то называл Калугина Евгения Юрьевича писателем, а кто-то учителем.
Обогнув гору, мы были удивлены размерами села, которое расположилось почти по всей окружности у подножия горы. Домики с садами и огородами, которые растут вдоль дороги, сплошь покрыты пылью, высоко поднимаемой густыми молочно-рыжими клубами проезжающими мимо автомобилями. В непогоду по улочкам села можно ездить только на специальном транспорте, так как Топольное пока ещё отличается натуральностью того пространства, в котором растет и развивается. Над головой не запачканное серым выхлопным дыханием цивилизации нежное бездонно-голубое небо. Под ногами свободная от асфальтового шлема живая с глубоким спокойным дыханием земля, целительные силы которой так по вкусу местным свинюшкам.
А вокруг села горы с темно-зелеными рисунками на своих склонах.
Благодаря местной популярности человека, которого мы искали, несложно было добраться и до его дома. Сам хозяин с группой туристов в это время спускался с горы, возвращаясь с двухдневной экскурсии к подножию потухшего древнего вулкана. Не смотря на заметную усталость, Евгений Юрьевич нашел в себе силы и радушно принял нас в специально приготовленном гостевом домике, познакомив со всеми уже там находящимися людьми.
Когда-то просто изба, а теперь специально достроенный домик расположен достаточно далеко от дороги и основного местного деревенского шума. Его окна смотрят на полянку с берёзовой рощей, в тишине слышен голос ручья, который журчит в пяти шагах от крыльца. Поднявшись метров сто вверх против его течения можно запастись чистой родниковой водой, пульсирующей из горных невидимых природных сосудов. Домик может разместить до 10 человек и, если все в сборе, то вечерами можно посидеть и пообщаться с гармоничными, целеустремленными, добрыми, отзывчивыми и сильными духом людьми. Стоимость услуг на период проживания можно назвать сказочной. В частности, за кровать с постельными принадлежностями необходимо было заплатить 150 руб. Что касается питания, то мы готовили себе пищу сами, поэтому платили только за пользование газом: 30 руб. в сутки. За дополнительную плату покушать может приготовить хозяйка дома, но только это будут исключительно растительные блюда без использования мясных продуктов. Баню на момент нашего пребывания я бы назвала шалашиком для принятия тазика. Хозяин и сам признает, что данное помещение требует реконструкции, поэтому уже начал работы по возведению хорошей бревенчатой баньки.
Позади дома огород с малинником, а за ним и домов уже нет, сразу красота природы и величие гор. Отсюда начинаются пешие походы во главе с Е.Ю.Калугиным к потухшему вулкану, на Добрую гору и по окрестностям села Топольное, а также заранее организованные туристические группы в обозначенные сроки уезжают отсюда к священной горе Белухе.
По-домашнему организованный быт, отсутствие в доме радио, телевизора и удобного туалета с умывальником, скрип половиц под ногами, громкое тиканье будильника, который важно расположился на уснувшей глубоким сном после зимы печке, кот клубком на скамье, стоящей вдоль длинного обеденного стола, гитара, как давняя гостья, уселась в кресле и ждет, когда ей дадут слово, горный ароматный запах трав и цветов, собранных для заваривания вкусного чая, а на чисто выбеленных стенах Рериховские пейзажи соседствуют с православными иконами и, конечно же, книги с содержанием, соответствующим всей этой обстановке… Для человека, который потерял покой и радость души, здесь даётся прекрасная возможность вновь обрести эти ощущения. Ведь очень часто мы за всеми удобствами внешнего мира теряем основную нить и смысл своей жизни, перестаём ценить элементарные и незаменимые в обиходе вещи и процессы с ними связанные (горячее водоснабжение и отопление, например), начинаем придираться и сетовать по мелочам (временное отсутствие воды и электроэнергии), становимся равнодушными, а иногда и жестокими к маленьким городским пейзажам, которыми окружены. Мы часто раздражительны и угрюмы. Казалось бы, чем удобнее и комфортнее быт, тем человек должен быть более гармоничным, уравновешенным и счастливым. Но, как показывает сама жизнь, комфорт «усыпляет» человека. В Топольном, например, не уснёшь. Ведь чайку попить там можно только после прогулки с ведром в руке от крыльца до родника и обратно, а по пути подышать горным вкуснейшим воздухом, разминая нижние и верхние конечности, и наблюдая за природой.
А природа здесь говорит с нами на языке солнца, ветра, гор, воды, деревьев и даже камней. На вершине Доброй горы ею созданы каменные образы, которые видом своим вызывают в сознании определенные ассоциации, а в душе тёплые либо холодные ощущения. По рассказам Е.Ю.Калугина, который был нашим экскурсоводом, Алтай помогает ему в эволюции собственного сознания, что даёт стимул для изучения и познания языка природы. Евгений Юрьевич хорошо научился чувствовать энергию камней, которые тоже относятся к живой природе, но только с очень медленным процессом роста. Поднявшись на гору Добрая, нас познакомили с каменными скульптурами, созданными самой природой. Если прислушаться к ним, то становится наглядно понятной философская мысль о том, что Добро и Зло всегда рядом. И, чтобы восстановить гармонию мира, на любой негатив всегда найдется позитив. Лично для меня эта гора запомнилась ещё обилием целебных трав и земляники. Природа щедро угощала нас в этот день тёплыми от знойного солнца, ароматными спелыми ягодами. А где-то вдалеке слышались раскаты грома, приближалась гроза, а мы ещё и не собирались спускаться.
Панорама, открывающаяся с горы Доброй, не отпускает нас, возвращаться не хочется. Внутренний настрой такой, что на вопрос: «Ты счастлив?», не задумываясь, отвечаешь: «Да, я по-настоящему, в данный миг своей жизни, действительно счастлив». Я счастлив, не потому, что у меня сейчас хорошее настроение и я в отпуске, и у меня нет нерешённых задач, нет проблем, не потому, что у меня много денег и крепкое здоровье. Я счастлив потому, что именно в данный момент времени во мне пробудился новый источник сил и энергии, с помощью которого я преодолею и решу жизнью поставленные передо мной задачи. Состояние счастья рождается в человеке через проявления в его адрес истинной Любви, которую дарит окружающее пространство и люди рядом.
А люди рядом в лице Е.Ю. Калугина, его супруги и их единомышленников целенаправленно дарят окружающим людям свою любовь и поддержку, а также приглашают к сотрудничеству. На основах общинножития, изложенных в книгах по Живой Этики, под руководством Е.Ю. Калугина начато строительство часовни Святого Сергия Радонежского. Фундамент почти закончен, куплены окна и камень. Теперь нужна помощь в перевозке камня к месту строительства.
Имея многолетний педагогический опыт, Евгений Юрьевич планирует организовать в горном крае школу нового типа синтез Живой Этики и разработок М. Щетинина и Ш. Амонашвили. Томский Институт Человекознания уже создал учебники для школ новой эры. Возможно, среди гостей на нашем сайте найдутся единомышленники, которые могут поделиться своими идеями на тему эволюции в системе образования. Рассказать именно о таких идеях в образовании, которые помогли бы сохранить свет в глазах ребёнка. Тот свет, который мы все когда-то излучали на пороге первого класса общеобразовательной школы, а потом кто раньше, кто позже к выпускному классу потеряли…
Столярная мастерская по изготовлению недорогой и практичной мебели – ещё одна из идей общинной семьи Калугиных. Столяром-руководителем со стажем уже куплен ряд станков. Не хватает электрического рубанка, мотопилы, токарного станка и других приспособлений. Запуск мастерской (в планах это июнь 2009 года) предполагает наличие рабочих мест и заработок для тех, кто захочет в корне изменить свою жизнь и приехать в горы на постоянное место жительства с целью внутреннего развития в гармонии с Матушкой – Природой и в сердечном единении с духовно устремленными людьми.
Создание Музея Ангелов, организация семейных детских домов и пансионата для пожилых молитвенников…
Поставленные задачи в одиночку решить не просто. И не только потому, что всё это требует больших материальных затрат, но и ещё и потому, что эти задачи направлены в сторону прямо противоположную основному направлению жизни большинства - извлечения финансовой прибыли любыми путями и обогащения одного за счет других. Здесь людей объединяет идея, которая помогает эволюции их сознания, очищению физического тела от шлаков цивилизации и технического прогресса, что помогает более скорому раскрытию талантов и энергетических способностей человека, зарытых когда-то за пластом суеты и нервозности его сознания. Человек духовно обогащенный, бескорыстный способен творить чудеса. Поэтому главная цель всех идей Е.Ю. Калугина это расширение пространства Любви, Света и Радости, что возможно благодаря богатству души этого человека, пронзительности его ума и силы духа.
Когда мы покидали село Топольное Алтайского края, солнце провожало нас ярким жгучим взглядом. И чем дальше было от нас село, тем ближе огромная туча дождя. В Республику Алтай мы въезжали, как в серый сырой туннель.
Небо темнеет прямо на глазах и рыдает, отдавая земле поток чистых дождевых слез. А желтые молнии, как мастера своего дела, проводят иглотерапию горным хребтам. Гром долго и раскатисто гортанно кашляет, кувыркаясь и перекатываясь от одной макушки горы к другой. Хочется вслушиваться в эти звуки снова и снова, принимать какое-то невидимое участие в движении дождя с неба, а затем в потоке дождевой воды в траве, между камней, по дороге… Хочется вместе с небесными слезами соединиться с землёй, а потом подняться над нею белым лёгким облаком.
Наплакавшись, небо расплывается широкой яркой солнечной улыбкой. Дождинки, не успев скатиться, как с горки, с плавных изгибов зелёных тел трав и цветов, сверкают и искрятся на солнце. Невольно начинаешь чувствовать себя частью живого пульсирующего вечного процесса Жизни.
Обозначив для себя день отъезда в места равнинные, мы наслаждались этим гармоничным единением с особенным чувством. Распластав на зелёной поляне между сосен свои конечности, прикованные к нашему бренному телу, лежим и смотрим в небо. Молчим и просто чувствуем, как плывем и растворяемся в небе вместе с лёгкими облаками. Чувствуем, как отзывается каждая наша клеточка на прикосновение тёплого ветра, какие горячие прикосновения у задорного июльского солнечного лучика, пробравшегося сквозь кроны сосен. Растворяемся с тишиной и ароматом летнего леса.
Ранним предрассветным утром мы простились с Алтаем, который еще спал крепким сном, убаюканный очередным монотонным куплетом дождя. До свидания, горы! Вы еле видны в утреннем сыром тумане, но ничто не может скрыть ваше величие и силу.
Сейчас на дворе ноябрь и выпал первый снег, но я до сих пор чувствую душой и телом вкус путешествия. Он помогает восстановить силы и расправить одеревеневшую от рутинной работы спину. И я вновь в состоянии полёта!