Отчет начинающей велотуристки

12 июня я собралась в велопоход с барнаульским турклубом "Альтаир-Алтай". Маршрут начинается за Усть-Семой. До Бийска я еду на поезде.
В поезде я очередной раз понимаю, что мир не такой, как я его себе представляю. Это глубокое и сильное переживание вызывает созерцание настиного велорюкзака. Я велотуристка начинающая и велорюкзак, который мы купили вместе с Avalanche 2.0, я воспринимала как единственный возможный вариант (какая наивность!). Увидев в поезде велорюкзаки Насти, Димы и Жени, я понимаю, что у меня рюкзак не типа "велоштаны", а типа "велошорты"! Мой рюкзак был литров на 40, а у остальных - 85 л. Разница!

День первый.
с. Усть-Сема — с. Черга — с. Барлак — мост через р. Чергушку — стоянка на р. Сема
До приезда основной группы мы — четверо из Новосибирска: Настя, я, Дима и Женя батонимся часа два на набережной Бии в Бийске. Вода в Бии сильно поднялась и пляж затопило, поэтому валяемся на траве под деревом и слушаем о туристических подвигах боевой девушки Жени.
Переехав мост через Бию поджидаем свой автобус.

Появление автобуса — впечатляюще. Он едет с шапкой велосипедов на крыше! Каким-то чудом туда помещаются и наши велосипеды и рюкзаки.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : На вокзале в БийскеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Наш автобусГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Погрузка велосипедов

Группа у нас большая — 23 человека. Света, Алексей — организаторы. Феликс — механик. Еще шесть человек из Барнаула — Аня, Юля, Паша, Рудольф, Миша с Ларисой. Шестеро из Новосибирска — Артем с Таней, Дима с Женей, Настя и я. Четверка из Томска — Андрей с Олей и Сергей с Женей. Двое человек из Питера — Саша и Сергей. Дима из Москвы, Вадим из Пензы.
Сели поехали. Автобус идет медленно, время от времени сходя на обочину, чтобы пропустить скопившийся сзади хвост автомобилей. В Бийске — жара, в Сростках — жара, потом на небе появляются тучки. Мы едем вдоль Катуни и видим, как сильно она разлилась, затопив берега с кустами и деревьями.
На подъезде к Усть-Семе пошел дождик. Автобус останавливается на левом берегу Катуни, проехав мост в Усть-Семе. Выходить под дождик не охота, но пришло время, надо забирать свой велосипед и грузить на него рюкзак.
Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Наша большая группаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Первый перекусПервый перекус и распределение продуктов. Сразу видно, как хорошо все продумано и организовано Алексеем. Распределяются по дням дежурные на кухне. Дежурные складывают в рюкзаки продукты на свой день: соль, сахар, крупу, макароны, консервы, хлеб, сушки или печенье, чай, какао или сухофрукты. Теперь не надо париться и думать, что приготовить, судьба меню была решена заранее. По-моему это очень удобно. Дежурства распределены по палаткам. Нашу палатку везет Паша, а жить в ней будем кроме него еще Настя и я.

Ну вот, наконец-то, все собрались и под моросившим дождиком поехали. Наша группа, 23 человека, растянулась по Чуйскому тракту. Примерно через каждые 10 километров первые, во главе со Светой, останавливаются, поджидая замыкающих. Ехать вполне комфортно и хотя все время моросит дождь, тепло.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Радуга над Чуйским трактомГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дождь над Чуйским трактомГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Еще чуть-чуть и первая стоянка

В селах, которые мы проезжаем — Камлак, Черга, ребятишки гуляют, хотя идет дождь: кто в луже возится, кто по заборам лазает.
Небо обложено тучами, просвета нет и Алексей решает останавливаться на ночевку, не доезжая до Шебалино, на реке Сема. Мне кажется вполне уютным место под деревом рядом с речкой. Это месторасположение доставляет мне потом много ночных волнений. Остальная группа ставит палатки вдоль проселочной дороги. Несмотря на то, что мы расположились прямо в траве, клещей в тот день мы не видели.
Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Наша палатка у р. СемаДежурим первыми. Паша под дождем разводит костер. Паша вообще удивительный человек. Собрался, похоже, в последний день, взял то, что было под рукой (его домашним тапочкам умилялась вся группа). В первый вечер, когда я надела всю возможную защиту от дождя, Паша остался в футболке и джинсах, промок насквозь, но похоже это его не сильно не расстроило.
Кашеварили в основном Алексей и Света, а мы с Настей были на подхвате. Первые дни такие продукты, как молочная каша и бутерброды со шпротами казались мне несовместимыми, я ела только кашу, в конце же похода сметала все, что предлагали! После ужина мы разошлись по палаткам и знакомства в кругу не состоялось, т.к. дождь все лил и лил. Закончился он только под утро. Спалось мне плохо, я боялась, что от этого ливня уровень воды поднимется настолько, что дойдет до нашей палатки. Но это были только страхи и мы ни куда не поплыли.

День второй.
р. Сема — с. Черга — пер. Кукуя — р. Песчаная — с. Барагаш — с. Шаргайта — ночевка, не доезжая с. Беш-Озек
Пройдено — 90 км.

В шесть утра Алексей гремит: "Дежурные подъем". Мы дежурные до ужина. Первый опыт в моей жизни по одеванию мокрых носков и мокрых кроссовок. Бррр! Одевать что-то сухое бессмысленно, потому что через минуту все будет мокрым. Скоро ноги в кроссовках согреваются, а мокрая ветровка высыхает на мне, когда я помешиваю кашу на костре.
Из-за ночного ливня наш маршрут немного меняется — вместо грунтового Кудатинского перевала, мы отправляемся обратно к Черге, чтобы преодолеть перевал Кукуя.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дом культуры в с. ЧергаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Магазин в Черге

Покрытие дороги на перевале Кукуя — гравийка, поэтому его не размыло. От Черги до развилки на Кукую и Мухор-Чергу и немного после развилки идет асфальт, затем перед перевалом и сам перевал — гравийка.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога от Черги, перед развилкой на Кукую и Мухор-ЧергуГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога вдоль р. Улус-ЧергаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Это еще не перевал Кукуя, а только дорога к нему!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : К перевалу КукуяГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Проезжаем мимо с. Улус-ЧергаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Развилка на с. Кукуя и с. Мухор-Черга

Алексей собирает нас и дает вводную, что на перевал поднимаемся в своем темпе, а встречаемся внизу. И вот мы поползли. Я довольно быстро поняла, что заехать мне не реально, слезла и повела своего "железного коня" в поводу. Бывалые велотуристы заехали таки на перевал, долгое время боевая Женя держалась на велосипеде с ровной спиной. Но через некоторое время многие тащились к вершине перевала под взгляды недоумевающих и любопытных автомобилистов. Дескать: вот придумали себе развлечение! Один дядька не грузовике притормозил и предложил меня подвезти, но я подумала: что мне — слабо самой подняться? Эх Кукуя, Кукуя, не заедешь... ни за что. И вот в пыли, в поту я все таки туда... зашла. Высота перевала — 1351 м.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Начало перевала КукуяГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Поля вдоль дороги на пер. КукуяГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : На перевале Кукуя

Пока я поднималась на перевал, на самых крутых местах, у меня начинало как-то тянуть в животе и потом я тоже замечала, как едешь на пределе, возникает это ощущение. На перевале мы, счастливые, начали пополнять свои силы разными сухофруктами-продуктами. А потом спуск — эх, красота!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога с перевала КукуяГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Последний виток спуска с пер. Кукуя

Слетев с перевала, после напряжения, от которого тянуло в животе, у меня начался отходняк. Аппетит пропал полностью. Алексей, Света и те, кто приехал раньше, уже успели приготовить обед, только кушай. Я сидела и почти с отвращением смотрела на свою тарелку с супом и вообще не знала, как я дальше поеду. Но движение меня спасло, все таки я была дежурная, поэтому надо было хотя бы котелки помыть в ручейке. Потихонечку начала двигаться, и это было все таки легче, чем сидеть с приступами тошноты. В общем отпустило. Когда надо было ехать — поехала, почти как новенькая!
Доехали до речки Песчаной и — вверх по течению до поселка Барагаш.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мост через р. ПесчанаяГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : ЛошадкиГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога в районе с. Барагаш

Остановились на поляне около реки, не доезжая поселка Беш-Озек, про который говорили, что там живут агрессивные алтайцы. Не смотря на то, что наш лагерь с дороги было прекрасно видно, обошлось без гостей. Вечером, наконец-то, мы познакомились. По крайней мере все назвались, а я какое-то время еще вспоминала как кого зовут (все таки группа не маленькая — 23 человека). Света пела свои песни — здорово! Потом пел Рудольф, потом томичи и Аня из Барнаула, но я уже так устала, что полезла спать в палатку.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Вторая стоянка недалеко от с. Беш-ОзекГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Вторая стоянка недалеко от с. Беш-Озек

Третий день.
с. Беш-Озек — пер. Чакырский — с. Усть-Кан — с. Тюдрала — р. Кумир — "Девичьи плесы"
Пройдено — 103 км.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога к с. Беш-ОзекГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : По дороге от с. Беш-Озек к Усть-Канскому р-нуГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Граница с Усть-Канским р-ном

Утром, после завтрака Настя обнаруживает, что у нее спустило заднее колесо. Какая-то напасть — за поход с настиным велосипедом приключилось три прокола. Томичи помогают Насте, остальные уже выехали на дорогу. Проехав Беш-Озек по гравийке мы приближаемся к Усть-Канскому району, где начинается асфальт. В Усть-Канском районе нас ждет перевал Чакырский, который почему то не обозначен в Атласе Горного Алтая. На подъезде к перевалу стоит табличка. Света говорит, что высота перевала больше 1400 метров.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога на Чакырский перевалГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : На Чакырском перевалеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Вид с обзорной площадки на Чакырском перевале

Подъем на перевал идет плавным серпантином, так что я даже кое-где еду, не так как на перевале Кукуя. На верху дует холодный ветер. Мы отдыхаем в беседке. Я фотаю цветы, которые растут на перевале. Хорошее время июнь — все цветет, трава не выгорела!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Цветы на Чакырском перевалеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Цветы на Чакырском перевалеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Цветы на Чакырском перевале

С перевала открывается великолепный вид на заснеженный Коргонский хребет и на долину реки Чакыр. Вниз дорога также идет плавным серпантином, асфальтированная. Набирается приличная скорость, приходится сдерживать велосипед — немного страшно. Наши мужчины-гонщики слетают с перевала как птицы!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога с Чакырского пер. к  Усть-КануГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : При строительстве дороги поработали взрывчаткойГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога с Чакырского перевала к Усть-Кану

В долине реки Чакыр зеленая травка, пасутся большие стада баранов, попадаются лошади. На развилке дорог, ведущих в Онгудайский район и к Усть-Кану, нас поджидает лидирующая группа.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Долина р. ЧакырГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Дорога, по которой мы спустились с  Чакырского пер.Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Барашки в долине

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Развилка на Усть-Кан и ЯбоганГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Гордый скакунГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : село Усть-Кан

Едем дальше. Главная площадь Усть-Кана расположена за мостом через реку Кан. Усть-Кан меня поразил — фонтан на площади в селе Горного Алтая!!! Эстрада, детская площадка, вокруг площади — магазины, почта, кафе, гостиница. Аккуратные симпатичные домики магазинов немного напомнили мне центр курортной зоны Белокурихи.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Фонтан на главной площади в Усть-КанеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : «Две Башни» в Усть-КанеГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Магазины

Основательно затарившись в Усть-Канском супермаркете, там даже корзинки есть на входе, от которых мы уже отвыкли, мы двигаемся дальше, вверх по Чарышу. Останавливаемся на обед за Усть-Каном. Стоит страшная жара, пока мужественные дежурные готовят обед, желающие идут плескаться в холоднющем ручье. Мальчики выше по течению, девочки вниз по течению в тенечке деревьев. Вода в ручье такая холодная, что поливая из кружки на голову, я перестаю эту голову чувствовать! Онемела! Зато облившись, чувствую такой кайф!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : с. ТюдралаГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : р. Чарыш Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Коргонский хребет

После обеда выдвигаемся группами. Сначала я еду одна, но, догнавший меня Алексей, прикрепляет ко мне Рудольфа. Не могу понять почему, оказывается для безопасности. Начались села, и местные довольно активно интересуются проезжающими туристами — куда, откуда. После обеда ехать тяжело. Жарко, дорога стала грунтовая, неровная, как стиральная доска. На спусках не разгонишься. Нам дано указание: перед мостом через Кумир свернуть налево, примерно через семь километров будут "Девичьи плесы" и наша стоянка. По дребезжащей дороге добираемся до поворота на плесы. Ну все, осталось проехать всего семь километров, но эти семь километров вверх по течению Кумира забирают последние силы. Ведь до Кумира мы проехали около 96 км. Поднимаемся все выше и выше. Я уже устала настолько, что просто не могу и не хочу ехать, слезаю с велосипеда и обреченно тащусь вперед. Любоваться на красоту Кумира нет сил. Можно только фотографировать.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Кумир, дорога к Девичьим плесамГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Кумир, дорога к Девичьим плесамГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Водопад  у реки Кумир

Мимо проезжают неутомимые земляки-новосибирцы Артем и Таня. На крутых горках они на единичках упорно поднимаются вверх. Когда мне кажется, что я буду вечно идти в гору по этой дороге к "Девичьим плесам", попадается пологий участок, я сажусь на велосипед и неожиданно въезжаю в наш лагерь, под ободряющие возгласы Алексея: "Давай, Таня, давай!" Меня поздравляют с моей первой "сотней", я сажусь рядом с Настей, которая тоже недавно приехала. От усталости пропали все ощущения — то ли я жива, то ли нет... Через некоторое время, чуть-чуть опомнившись, идем с Настей ставить палатку и ужинать. После такого тяжелого дня ужин готовили у нас героические Дима и Женя. Могу сказать, что оживили меня только песни после ужина. Велика сила искусства!

Четвертый день.
"Девичьи плесы" — р. Чарыш — c. Коргон — стоянка на реке Воровской
Пройдено — 42 км.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Порог «Девичия плес»До обеда у нас полудневка. Ярко светит солнышко, настроение замечательное, теперь можно любоваться окружающей красотой. На участке "нижний Чарыш" насчитывается 30 порогов. Пороги 2-3 категории сложности. Кумир считают рекой с женским характером, а вот Коргон — река с мужским характером. Там пороги 3-4 к.с. Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Порог «Девичия плес»Посмотрели порог "Девичий плес". После порога идут шиверы около 100 м. Затем русло реки расширяется, вода успокаивается. "Девичий плес" просто завораживает. Когда долго смотришь на воду плеса, она начинает затягивать... Сходили вверх по Кумиру к устью речки Мендой. Кругом тишина, красота, солнышко, небо, горы. Пожить бы тут... Но нам опять пора в доргу. После перемены маршрута во второй день пути (крюк на перевал Кукуя вместо перевала Кудатинского), мы никак не можем войти в график.
Паша обещает нам легкий спуск с плесов. В общем да, это было полегче, чем подниматься на плесы. По дороге останавливаемся и спускаемся к Кумиру, чтобы посмотреть порог "Большой". Воды много, она пенится на камнях, обдает брызгами. Напитавшись энергией воды, едем дальше. Выезжаем на трассу и до моста через Коргон.

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Мост через р. КоргонГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Река КоргонГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : На мосту через р. Коргон

На этом мосту Настя обнаруживает первого впившегося в нее клеща (а всего их за поход было четыре). Въезжаем в п. Коргон. Около магазина местные спрашивают куда мы едем, ведь дальше дороги нет. И правда, после поселка дорога грунтовая, ухабистая. Потом грязючка под скалой и первый брод через реку Воровскую. Зато выходим мы на замечательную просторную, залитую солнцем поляну. За поляной возвышается заснеженный Коргонский хребет. Красота!

Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : п. Коргон, дальше дороги нет...Горный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Брод через р. ВоровскуюГорный Алтай : Велопоход «Два Алтая» : Место четвертой стоянки на р. Воровской

Кто-то из парней высказывает желание забраться на ближайшую горку. Ему отвечают, что если уж лезть, то по-взрослому — сбегать до той горы со снегом! Потом мы ужинаем у костра, смешно падаем с подломившегося бревна, потом поем песни и смотрим на звезды. Дни длинные и чтобы дождаться звезд надо сидеть долго...