Здесь же в пятилетнем возрасте Шукшин пошел в сельскую школу, в которой отучился семь лет. После этого, в 1945 году, он уехал жить в город Бийск, где поступил в автомобильный техникум, который так и не окончил. В связи с непростым материальным положением Шукшин вернулся в родное село и устроился работать в колхоз. С октября 1949 года, получив повестку о призыве на военную службу, Шукшин стал служить на флоте матросом, а после — радистом. Именно в армейские годы в нем проснулся интерес к литературе: он начал писать поэмы и рассказы, которые затем читал своим сослуживцам.
В 1953 Шукшин был вынужден вернутся в Сростки по состоянию здоровья. Здесь же он экстерном сдал экзамены и начал преподавать русский язык и литературу в местной школе, где вскоре после этого был назначен директором. Решение о поступлении во ВГИК пришло к нему 1954 году. Со стороны семьи юному Шукшину была оказана полная поддержка: мать Мария Сергеевна продала корову, а вырученные средства отдала сыну. Так, в этом же году Василий Шукшин переехал в Москву.
В студенческие годы Шукшин успешно исполнил свои первые роли в кино: в фильмах «Тихий Дон» и «Два Федора», после чего снялся еще во множестве картин: «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мы, двое мужчин» (1963) и др.
В 1958 году в журнале «Смена» дебютировал его рассказ «Двое на телеге», но, оставшись незамеченным, Шукшин оставил попытки публиковаться до 60-х годов. Уже в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел его первый сборник рассказов «Сельские жители».
Сценарий для своего первого полнометражного фильма В. М. Шукшин написал в 1963 году. Фильм получил название «Живет такой парень», съемки начались в том же году на по-прежнему близкой ему малой родине — Алтае. Киногруппа объехала весь Чуйский тракт, некоторые эпизоды снимались близ Манжерока, в Горно-Алтайске, в с. Усть-Сема.
В. М. Шукшин получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, завершил съемки шести кинолент, исполнил около 30 ролей, его авторству принадлежит множество замечательных рассказов, сценариев, повестей, романов и пьес. В своем творчестве он затрагивал проблематику советской деревни и ее простых обитателей, очень емко описал быт сельской жизни, которую он так хорошо прочувствовал во время своего детства и юношества в родном селе Сростки.