Село Иня
Онгудайского района одно из сел Горного Алтая, которое выросло и расцвело благодаря
Чуйскому тракту. Въезжая в село по железобетонному мосту через Катунь, обратите внимание на старый
подвесной мост справа. Во время его постройки он был первым в мире мостом такой конструкции, Ининский мост объявлен памятником истории и культуры Российской Федерации. За мостом слева от дороги вас встречает памятник Ленину на необычном спиральном постаменте. Вот наверное и все, что замечают автотуристы, проезжая через село Иня. А вы попробуйте представить какая здесь кипела жизнь в начале 20-го века, когда Усть-Иня (так раньше называлось село) была станцией, где меняли лошадей, для продолжения дальней дороги, а в 30-х годах прошлого столетия, через село проходили колонны машин, отдыхали шофера, как в
Тальменке, импортные товары из Монголии складировались и проходили экспертизу на автобазе "Союзтранс", а в клубе звучал духовой оркестр и под потолком крутились циркачи-гастролеры! 30-е годы расцвет села Иня!
Еще до образования села Иня в этом месте Горного Алтая кочевали и жили различные племена. О них напоминают курганы, стеллы, изваяния. Не доезжая до села, слева находится несколько задернованных курганов разной величины, балбалы, много каменных оградок. Это археологический памятник Иня-1. Захоронения относятся к раннескифскому, пазырыкскому и средневековому периодам. Немного дальше, справа от дороги находится археологический памятник Иня-2 это 52 задернованных кургана, той же эпохи, что и Пазырыксксие курганы. В 1,5 км за селом Иня, справа от дороги видны Ининские стелы, которые были частью ритуального комплекса в конце эпохи каменного века.
Село Иня находится в месте впадения реки Иня в Катунь, на 703 км Чуйского тракта. Село Иня возникло как перевалочный пункт, необходимое место передышки для торговых людей, везущих товары в Монголию и Китай, а также для исследователей Алтая. В конце XIX века профессор томского университета В.В. Сапожников, первым измеривший высоту вершин горы Белуха, писал, что "для путешествия по Чуйским белкам проводников лучше брать в Усть-Ине". Значит в то время уже было и алтайское поселение в устье реки Ини, были и лошади и проводники.
Официально датой основания села считается 1900 г. В селе жили алтайцы, рядом кочевали семьи калмыков. В 1903 г. Чуйский тракт стал колесным в самом трудном своем участке от перевала Чике-Таман до Кош-Агача. Для жителей села Иня появилось больше возможности заработать. Алтайцы занимались извозом, были проводниками, работали на почтовых пересылках. В 1903 г. около с. Иня была построена паромная переправа через Катунь. После гражданской войны через Иню гнали скот из Монголии. В селе работала баня, можно было переночевать, функционировал ветеринарный пункт.
В 1930 г. на Чуйский тракт пришли колонны машин, в селе Иня стали строить автобазу, набрали 100 человек в школу шоферов. Жизнь закипела. В селе были построены двухэтажное общежитие, больница, школа, клуб с бильярдом, мягкими креслами в зале, цирковыми кольцами в потолке. В клубе гастролировали артисты, местные жители устраивали концерты. Открылась библиотека. Село Иня была культурным населенным пунктом. Даже памятник Ленину с винтовым наклоненным постаментом поставили первыми в Горно-Алтайской автономной области. В 1936 г. вместо парома через Катунь был пущен подвесной мост, который сделал безопасной переправу через реку и облегчил движение по Чуйскому тракту. Это было большое событие в жизни села. Мост хорошо охраняли все время его использования.
Во время войны в селе Иня был госпиталь. В 1970 г. через Катунь построили новый железобетонный мост. В 1967 г. в селе образовался совхоз Ининский, занимавшийся элитным козоводством. После того, как автобазу перевели в Онгудай, активная деятельность в селе уменьшилась. В настоящее время в Ине функционирует многоотраслевое хозяйство «25 Октября». Перед селом есть АЗС, в селе небольшая гостиница, больница. В центре села магазины продуктов. От них можно проехать к Катуни и старому подвесному мосту.
За селом Иня на 712 км Чуйского тракта путешественника ждет мощное энергетическое место слияние Чуи и Катуни. На обратном пути есть возможность еще раз полюбоваться Катунскими террасами.
Опубликовано: 05.02.2014
Текст: TURISTKA.RU
2